Административно-процессуальная деятельность
Административный юрисдикционный процесс состоит из ряда производств:
1) по делам об административных правонарушениях (важнейший);
2) по применению мер административного пресечения и восстановления;
3) по применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного права.
Особенности производства устанавливаются специальными нормами. КоАП РФ содержит основу. Производство по делам об административных правонарушениях тесно связано с гражданским процессом. Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности рассматривается по Гражданско-процессуальному кодексу РФ.
Административно-процессуальная деятельность понимается: в широком смысле – это все, что происходит в сфере государственного управления; в узком смысле – юрисдикционном – как привлечение к административной ответственности.
Административное воздействие включает методы: убеждение; принуждение; предупреждение (до); пресечение (во время); взыскание (после).
В широком смысле совокупность всех действий, совершенных органами госуправления и их должностными лицами, то есть административный процесс, и есть государственно-управленческая деятельность. В узком смысле: основа административно-процессуальной деятельности – право-охранительная деятельность; юрисдикционный смысл. Здесь речь идет об административном производстве. Административное производство – это вид деятельности уполномоченных субъектов по рассмотрению и разрешению административных правонарушений.
Производство по делам об административных правонарушениях включает дисциплинарное производство; производство по жалобам.
Стадии производства: возбуждение (протокол, постановление о возбуждении) дела; рассмотрение; принятие решения по делу; обжалование; опротестование; пересмотр; исполнение.
Каждая стадия имеет свое процессуальное закрепление.
Для возбуждения дела необходимо основание – наличие достаточных фактических данных. Меры, обеспечивающие возбуждение дела: доставление; административное задержание (досмотр); изъятие доказательств и вещей; отстранение от управления транспортным средством. Здесь участвуют органы и должностные лица, имеющие право рассматривать данное дело; правонарушитель; потерпевший; прокурор; адвокат; переводчик.
Административный процесс – самый большой по объему, и он обладает всеми признаками юридического процесса. Административный процесс представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти: а) направлен на решение определенных управленческих дел; б) урегулирован нормами административного права.
В зависимости от содержания административный процесс бывает процессом:
оперативно-распорядительным – непосредственная управленческая деятельность;
Под стадией административного процесса следует понимать сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей задачи, документы и особенности.
Общими для административного производства являются следующие стадии:
1) условная – анализ ситуации, административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта;
2) стадия принятия решения – фиксируется воля субъекта власти (приказ и т. д.);
3) исполнение решения.
Иногда выделяют еще стадию возбуждения дела, стадию пересмотра постановлений.
В зависимости от сложности можно выделить производство: ускоренное; обычное; усложненное.
Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется множеством актов. Чисто процессуальных актов единицы. Как правило, в законе есть и материальные, и процессуальные нормы.
Ст. 225 КоАП РФ перечисляет задачи производства по делам об административных правонарушениях: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления; выяснение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности.
Большое значение имеет обеспечение гарантий отсутствия злоупотреблений в отношении физических и юридических лиц, поэтому четко определены обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях. Они таковы.
Для физических и юридических лиц: отсутствие события и состава административного правонарушения; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания, отмена акта, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока наложения административного взыскания.
Только для физических лиц: недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; наличие по тому же факту постановления органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, уголовного дела; смерть лица.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основании законодательства, действующего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения (или по месту учета транспортных средств). Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка и т. п.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто; как правило, в 15-дневный срок со дня получения необходимых материалов (протокола о нарушении и т. д.). Дела о мелком хулиганстве должны быть рассмотрены в течение суток.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Статья 43. Процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность
Статья 43. Процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность 1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности (процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми организациями и гражданами, обладающими
3.2. Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность
3.2. Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность Понятие субъекта гражданского процессуального права, участника гражданского судопроизводства, неразрывно связано с такими юридическими категориями, как правоспособность и
64. Уголовно-процессуальная деятельность
64. Уголовно-процессуальная деятельность Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и
§ 6 Гражданская процессуальная форма
§ 6 Гражданская процессуальная форма Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам, обязательность которого обеспечена санкциями гражданских процессуальных и иных правовых
§ 1 Судебное разбирательство как процессуальная функция и процессуальная стадия
§ 1 Судебное разбирательство как процессуальная функция и процессуальная стадия В гражданском судопроизводстве судебным разбирательством называется часть судебного процесса, задача которой состоит в рассмотрении и разрешении судом первой инстанции гражданского
54. Гражданская процессуальная ответственность
54. Гражданская процессуальная ответственность Гражданский процессуальный кодекс устанавливает такие виды ответственности: штраф, взимание вознаграждения за потерю рабочего времени, взимание судебных издержек, лишение права на возврат суммы, внесенной покупателем до
Что такое гражданская процессуальная правоспособность?
Что такое гражданская процессуальная правоспособность? Лица, участвующие в гражданском процессе, наделены законодателем определенной процессуальной правоспособностью и дееспособностью, что вместе образует правосубъектность лиц, участвующих в деле.Гражданская
Что такое гражданская процессуальная дееспособность?
Что такое гражданская процессуальная дееспособность? Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю является гражданской процессуальной дееспособностью (ст. 37 ГПК).
3. Гражданско-процессуальная дееспособность
3. Гражданско-процессуальная дееспособность Для того чтобы воспользоваться гражданской процессуальной правоспособностью, т. е. осуществлять процессуальные права и нести процессуальные обязанности, необходимо обладать процессуальной дееспособностью. Согласно ст. 37
СТАТЬЯ 36. Гражданская процессуальная правоспособность
СТАТЬЯ 36. Гражданская процессуальная правоспособность Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и
СТАТЬЯ 37. Гражданская процессуальная дееспособность
СТАТЬЯ 37. Гражданская процессуальная дееспособность 1. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в
Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования
Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования Механизм административно-правового регулирования общественных отношений во всех четырех областях, составляющих предмет административного права (реализация
3. Процессуальная форма доказывания
3. Процессуальная форма доказывания Процессуальная форма доказывания —это система установленных законом правил, в соответствии с которыми осуществляется доказывание на всех стадиях уголовного процесса. Значение этой формы заключается в том, что она призвана
Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере
Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере Управление в социально-культурной сфере охватывает отрасли социального развития и социальной политики, культурного
Статья 43. Процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность
Статья 43. Процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность 1. В отличие от гражданско-процессуального законодательства в арбитражно-процессуальном законодательстве нормы о процессуальной правоспособности и процессуальной дееспособности появляются
Статья 43. Процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность
Статья 43. Процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность 1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности (процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми организациями и гражданами, обладающими