Что такое административная ответственность, кто ее может понести?
Административная ответственность – это то, с чем сталкиваются многие граждане на протяжении своей жизни. Причем зачастую неумышленно, попросту не осознавая, что своими действиями или бездействиями они нарушают закон. Чтобы избежать непреднамеренного привлечения к исполнению наказания, каждому человеку стоит позаботиться об изучении хотя бы основ Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, где определены все ключевые позиции, касающиеся АО.
Понятие административной ответственности и основания для нее
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
- Позвонить:
- Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74
Для понимания того, что такое административная ответственность среди других видов юридической ответственности, стоит обратиться к КоАП РФ Статья 2.1. Административное правонарушение , где определяется основание для привлечения к АП, выступающее в качестве противоправного действия или бездействия гражданина или юридического лица, в отношении которых предусмотрены меры взыскания положениями настоящего кодекса или нормами иных законодательных актов. Ее суть заключается в реализации уполномоченными государственными ведомствами инструментов принуждения к лицам, совершившим административной правонарушение, в регламентированном порядке.
Состав административного правонарушения
Под составом АП понимается совокупность юридических элементов, которые позволяют идентифицировать правонарушение как административное:
- объект – то, что охраняется правовыми нормами;
- объективная сторона – видимая сторона АП, которая позволяет ответить на следующие вопросы: как, каким образом, когда, где и с помощью каких средств было реализовано противоправное деяние;
- субъект – человек или группа людей, нарушивших закон;
- субъективная сторона – внутренняя сторона посягательства, где определены: вина – отношение лица к совершенному правонарушению и последствиям, мотив – причина для совершения правонарушения, цель – итоговая картина, которую стремится достичь нарушитель.
Понимание сути юридического состава обладает прямым практическим значением, так как позволяет отличить и верно квалифицировать административный проступок.
Признаки административного правонарушения
С учетом предусмотренных законом позиций в качестве признаков административного правонарушения можно выделить следующие положения:
Деяние. Выступает в качестве акта осознанного поведения. Может принимать как форму действия – пересечение проезжей части в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора, так и бездействия – игнорирование требования явиться в суд для выполнения обязанности принять статус заседателя. Антиобщественное проявление. Посягательства на права и интересы третьих лиц, государства или социума: их список уточнен КоАП РФ Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях и определяется с учетом отраженных в статье норм. Виновность. Как и в случае с уголовным правом подразумевает под собой конструкцию с умыслом и неосторожностью. Противоправность. Предполагается, что объект посягательства, не только имеет под собой ценность для гражданина, государства или социума, но также обеспечивается правом. Также важно принимать к учету явление наказуемости, когда привлечение к ответственности и назначение меры взыскания за совершение административного правонарушения обеспечено государственными установками.
Характерные черты административной ответственности
Для административной ответственности присущи несколько важных черт, которые позволяют определить ее в ракурсе иных видов юридической ответственности. В качестве основных позиций можно выделить:
- в основе АП содержится административное правонарушение.
- привлечение к административной ответственности за нарушения в России является ключевым инструментом борьбы с самой распространенной категорий незаконных действий – административными;
- в качестве одной из основных целей выступает воспитательное воздействие на нарушителя и предупреждение ему же, а также всем остальным гражданам;
- предусматривает реализацию принудительных административных инструментов, где наказание выступает лишь в качестве одного из них;
- регламент предусмотрен как на федеральном, так и на региональном уровне;
- обеспечивается за счет большого перечня ведомств и должностных лиц, уполномоченных за выполнение мер ответственности и назначение наказания;
- АП предусматривает три основания: материальное – перечень норм, подразумевающих привлечение к ответственности, фактическое – сама ситуация с совершенным нарушением, процессуальное – как правоприменительный документ;
- процедура привлечения реализуется относительно оперативно и без лишних формальностей;
- назначение наказания не предполагает увольнение с работы и получение судимости;
- между уполномоченными лицами и нарушителями не учитывается вертикаль служебной подчиненности.
В дополнении стоит уточнить, что административная ответственность наступает исключительно перед государством.
Виды административных взысканий
Виды административной ответственности граждан закреплены в КоАП РФ Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ . Всего предусмотрено несколько категорий мер взыскания, а именно:
- предупреждение в письменном виде – обычно выносится несовершеннолетним лицам или гражданам, уличенным в легком правонарушении впервые;
- штраф в виде установленной суммы денежных средств;
- изъятие предмета нарушения, будь то: деньги, оружие, нелегальная продукция и т.п. – конфискация совершается на безвозмездной основе в пользование государства;
- лишение гражданина конкретных прав, к примеру, на вождение автомобиля или на хранение оружия;
- арест, предполагающий помещение нарушителя в условия изоляции от социума; – если нарушитель является гражданином иного государства или апатридом;
- дисквалификация, подразумевающая наложение запрета на занимание указанных должностей – обычно это касается государственных или муниципальных служащих, а также руководителей коммерческих организаций;
- временная приостановка функционирования предприятия и представительств;
- обязательные работы, заключающиеся в принудительной реализации полезных для социума работ после учебной или рабочей деятельности.
Вышеуказанный список мер взыскания являются исчерпывающим. То есть использование иных категорий наказания в местном законодательстве невозможно.
Сроки рассмотрения дела об административной ответственности
В соответствии со КоАП РФ Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении дело об административном правонарушении рассматривается на протяжении установленного срока, которые может различаться в зависимости от нюансов ситуации:
- в течение 15 дней с даты, когда уполномоченным ведомством были получены материалы;
- срок увеличивается до двух месяцев, если разбирательство проводится с привлечением судебных структур;
- также допускается продление еще на месяц, если в течение стандартного временного периода не удалось установить все важные обстоятельства, поэтому возникла необходимость в проведении дополнительных проверок;
- если в качестве меры взыскания выступает арест или выдворение, то решение должно быть принято в течение двух суток с момента задержания нарушителя;
- в случае с приостановлением предпринимательской деятельности или наложением временного запрета на ее осуществление дело должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента прекращения функционирования предприятия.
В дополнении по отдельным правонарушениям предусмотрены иные сроки: в пять (к примеру, ст.КоАП РФ Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН ) и десять дней (ст.14.15.2 и ст.14.15.3 КоАП РФ).
Важно принимать к учету и давность административной ответственности – период, в течение которого лицо, нарушившее положения КоАП РФ, может быть привлечено к наказанию – точная цифра отражена в КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности и во многом определяется с учетом отдельных обстоятельств.
Какие органы рассматривают?
Строгое определение перечня лиц и ведомств, уполномоченных за открытие и ведение дел об административном правонарушении, позволяет обеспечить максимальную эффективность производства. Так, законодательством определены следующие органы и должностные лица:
- Судьи. Носят ведущую роль в рассмотрении дел, касающихся посягательства на: гражданские права, здоровье, благополучие население, имущество третьих лиц, финансовую систему и систему налогообложения РФ и региона, административный и общественный порядок и т.п. Их деятельность по таким случаям характеризуется как значительная гарантия прав привлекаемых к ответственности граждан.
- Органы внутренних дел. Ответственны в первую очередь за вынесение решения по правонарушениям, связанным с: приобретением и хранением наркотических веществ в небольших объемах, их употреблении без назначения врача; реализацией действий, направленных на нарушение безопасности движения железнодорожного, водного транспорта; незаконным сбытом продукции, продажа которой запрещена на территории РФ; нелегальными операциями с иностранной валютой; мелким хулиганством.
- Инспекция по правонарушениям в трудовой и социальной сфере. Данная структура в первую очередь обеспечивает интересы трудоустроенных лиц.
- Комиссия по защите прав несовершеннолетних. Формируется местными властями для рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, которые совершены несовершеннолетними лицами. Также принимаются к учету бездействия законных представителей детей, не выполняющих родительских обязанности.
- Государственные ведомства, ответственные за реализацию контрольно-надзорных функций и полномочий. Структуры данной направленности очень разнообразны и зачастую изменяются, что существенно снижает возможность обеспечения реального и строгого контроля за легальностью их деятельности.
К примеру, в данную категорию входят: служба по обеспечению государственной монополии на спиртосодержащую продукцию, миграционные и пограничные ведомства, инспекция по торговле, структуры по охране и использованию недр и т.п. – на данный момент полный перечень состоит из более чем 50 подразделений государственного аппарата.
Порядок обжалования
Перед оспариванием решения по делу об административном правонарушении нужно уточнить, куда следует направить жалобу:
- вышестоящему должностному лицу;
- в вышестоящее уполномоченное ведомство;
- в суд.
Совместно с претензией нужно предоставить ряд доказательств необходимости изменения решения. С их учетом уполномоченным лицом может быть вынесено следующее решение:
- оставить предыдущий результат без изменений;
- решение корректируется по отдельным позициям: снижается сумма штрафа или уменьшается количество часов по обязательным работам;
- постановление полностью отменяется;
- дело возвращается на повторное рассмотрение.
Постановление может быть обжаловано на протяжении 10 суток со дня вручения получения материалов – в отдельных ситуациях срок снижается до 5 дней.
Важно! Пропуск срока не обязательно лишает гражданина права на оспаривание результатов дела – время может быть восстановлено, если нарушитель сможет подтвердить уважительность обстоятельств.
Заключение
В российской практике немало людей привлекается к административной ответственности. Причем граждане зачастую даже не осознают, что они нарушают закон. Но знание основных позиций КоАП РФ, понимание того, какие меры взыскания могут быть реализованы и как можно будет обжаловать решения уполномоченных ведомств – все это позволит нарушителю обеспечить защиту собственных интересов в полной мере. Ведь не редкость, когда должностные лица интерпретируют состав проступка неверно, что становится причиной выполнения более тяжких мер взыскания.
Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.