В чем отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ
Самым наглядным отличием №44-ФЗ от №223-ФЗ, бросающимся в глаза, становится объем законодательного акта: текст первого закона примерно в 10 раз больше, чем второго. На этом различия между документами не заканчиваются. А потому имеет смысл рассмотреть более внимательно и подробно, в чем состоят основные различия между №44-ФЗ и №223-ФЗ, причем для большей наглядности – в табличной форме.
- Базовые отличия
- Заказчики закупочных мероприятий
- Поставщики товаров или услуг
- Привилегированные участники
- Виды торгов
- ЭТП для проведения закупок
- Временной регламент закупочных мероприятий
- Способы идентификации участников
- Отчетность, обязательная для заказчиков
- Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика
- Возможность и порядок изменения/расторжения договора
- Процедура обжалования действий заказчика
- Часто задаваемые вопросы
- В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?
- Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?
- На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?
Базовые отличия
Действие законодательного акта регламентирует закупки, которые проводятся всеми государственными и муниципальными организациями. Положения №44-ФЗ устанавливают жесткие требования к каждому из этапов процедуры.
Любое нарушение, допущенное участниками госзакупки предусматривает серьезные санкции, прежде всего – для исполнителей, которые заносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Четкое соблюдение требований закона гарантирует заключение госконтракта и своевременную оплату поставленных товаров или услуг.
Содержит общие правила проведения закупок компаниями с государственным участием. Подробные условия реализации мероприятия разрабатывает сам заказчик. Поэтому торги, проводимые разными организациями, достаточно серьезно отличаются по многим параметрам – от требований к участникам до критериев определения победителя.
Заказчики закупочных мероприятий
Заказчиками при проведении госзакупок становятся бюджетные учреждения двух видов – государственные и муниципальные.
Перечень заказчиков для закупок по №223-ФЗ включает:
- компании в собственности государства на половину или больше, а также их дочерние предприятия любого статуса;
- естественные монополии, в числе которых РЖД, Газпром и другие корпорации;
- хозяйствующие субъекты, ведущие деятельность в регулируемых государством сферах, например, водоснабжении или энергетике;
- бюджетные учреждения, которые проводят закупки, финансируемые из грантов, собственных средств или в рамках субподряда.
Поставщики товаров или услуг
Один из немногих пунктов, общих для обоих Федеральных законов. Поставщиками выступают хозяйствующие субъекты, имеющие статус юрлица, ИП или самозанятого.
Привилегированные участники
Правила проведения госзакупок предусматривают предоставление различных льгот и преференций следующим категориям поставщиков:
- организации инвалидов;
- предприятия УИС;
- субъекты, отнесенные к малому предпринимательству;
- социально ориентированные НКО;
- поставщики товаров из стран ЕАЭС.
Например, доля закупок у социально ориентированных НКО и субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее 15% для каждого государственного заказчика.
Положения №223-ФЗ устанавливают преференции и льготы двум категориям участников:
- поставщики товаров и услуг из стран ЕАЭС;
- самозанятые и субъекты, отнесенные к малому или среднему предпринимательству.
Доля последней группы поставщиков должна составлять не менее 20% от ежегодного объема закупок.
Виды торгов
Положения ФЗ допускают проведения закупки одним из 10 способов:
- пять видов конкурсов: открытые, с ограничением участия, закрытые, закрытые с ограничением участия, двухэтапные;
- электронные аукционы;
- закрытые аукционы;
- два вида запросов – котировок цены и предложений;
- закупки у единственного поставщика (ограничены жесткими требованиями).
Федеральный закон требует от заказчика четко прописать формат проведения закупки – конкурентный или неконкурентный. К первым относятся:
- конкурсы;
- аукционы;
- запросы котировок или предложений.
Вторые предусматривают закупки у единственного поставщика. Их проведение регламентируется необходимостью соблюдения ряда дополнительных условий.
Для проведения закупок с участием представителей малого и среднего бизнеса используются только конкурентные формы торгов и восемь аккредитованных ЭТП.
ЭТП для проведения закупок
Государственные закупки организуются и проводятся на восьми аккредитованных ЭТП (электронных торговых площадках). Их актуальный перечень размещается в свободном доступе на специализированном интернет-ресурсе ЕИС Закупки. Участие в торгах в качестве заказчика и поставщик предусматривает обязательную регистрацию в этой Единой информационной системе.
Организация и проведение закупок осуществляется на полутора сотнях ЭТП. Многие из них созданы ключевыми заказчиками.
Как и для предыдущего пункта действует ограничение, касающееся закупок с участием субъектов, отнесенных к малому или среднему бизнесу. Подобные торговые процедуры проводятся исключительно на восьми ЭТП, аккредитованных в соответствии с требованиями №44-ФЗ.
Временной регламент закупочных мероприятий
Все процедура проведения государственной закупки, включая сроки каждого из этапов — публикации извещения, приема заявок, их последующего рассмотрения, заключения государственного контракта с победителем – жестко регламентирована положениями Федерального закона.
Сроки проведения каждого из этапов закупки определяет заказчик при разработке тендерной документации. Положения №223-ФЗ регламентируют только самые общие требования к реализации мероприятия, в том числе – в отношении длительности отдельных стадий.
Способы идентификации участников
Заявка и ценовые предложения участника госзакупки в обязательном порядке подписываются КЭП или квалифицированной электронной подписью. Других вариантов идентификации поставщика или заказчика Федеральный закон не допускает.
Требования к идентификации поставщика или заказчика устанавливаются внутренними правилами электронной торговой площадки. На законодательном уровне допускается использование разных видов цифровой подписи – квалифицированной (КЭП), квалифицированной с расширением для конкретной ЭТП, неквалифицированной (НЭП).
Отчетность, обязательная для заказчиков
Заказчик размещает на интернет-портале ЕИС Закупки следующие виды отчетности:
- документация о правилах приемки работ, услуг или товаров;
- годовой отчет о произведенных объемах закупок у привилегированных категорий поставщиков: социально ориентированных НКО и субъектах малого и среднего бизнеса;
- отчет, документально подтверждающий обоснованность и законность проведения закупки у единственного поставщика.
В обязательства заказчика входит размещение на ЕИС Закупки до 10 числа месяца, следующего за отчетным, данных об итоговой стоимости:
- оформленных договоров;
- договоров, подписанных с единственным поставщиком;
- договоров по закупкам, информация о которых относится к государственной тайне.
По итогам года до 1 февраля следующего размещается еще два отчета:
- о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса;
- о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса в области инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг.
Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика
Поставщик предоставляет три вида обеспечения:
- Заявки. Сумма банковской гарантии или денежного взноса – от 0,5 до 5% (в зависимости от максимальной цены). Срок – на 2 месяца дольше последней даты приема заявок.
- Исполнения обязательств по государственному контракту (ОИК). Сумма БГ или денежного взноса на специальный счет – от 5% до 30% от начальной цены, но не ниже авансовых выплат. Для МСП предусматриваются льготы – расчет обеспечения от итоговой цены или полное освобождение от обеспечения. Срок действия гарантии – на месяц дольше длительности заключаемого государственного контракта.
- Исполнения гарантийных обязательств (ОГО). Сумма поручительства банка или денежного взноса не превышает 10% от начальной цены. Продолжительность – на месяц дольше установленного договором гарантийного срока.
В зависимости от правил проведения закупки возможны два вида обеспечения:
- Заявки. Не требуется при начальной цене торгов ниже 5 млн. руб. При превышении указанной суммы максимальное значение обеспечения – 5%.
- ОИК. Устанавливается заказчиком на условиях, указанных в тендерной документации.
Возможность и порядок изменения/расторжения договора
Основанием для расторжения государственного контракта становится обоюдное согласие сторон. Еще одной причиной подобных действий становится наличие в договоре возможности расторжения в одностороннем порядке. Изменения существенных условий контракта прямо запрещено положениями №44-ФЗ. Урегулирование спорных ситуаций происходит в суде.
Условия, вынесенные в подзаголовок статьи, определяются заказчиком, подробно расписываются в договоре и в обязательном порядке указываются в тендерной документации.
Процедура обжалования действий заказчика
Федеральный закон содержит подробное описание процедура подачи жалобы в органы ФАС. Срок для ее составления и подачи – 2 дня. На рассмотрение и принятие решения отводится следующие 5 рабочих дней.
Жалоба на нарушение положений №223-ФЗ или правил тендерной документации на проведение закупки направляется в органы ФАС. Срок рассмотрения – 7 рабочих дней или месяц (при нарушении антимонопольного законодательства).
Часто задаваемые вопросы
В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?
Первый ФЗ регламентирует, причем очень жестко, порядок проведения закупок на удовлетворение государственных нужд. Второй касается более общих правил реализации закупок, которые проводятся компаниями с серьезным государственным участием.
Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?
Намного более строгие требования к участникам закупок содержатся в №44-ФЗ. Это подтверждается и заметно более внушительным, превышающим примерно в 10 раз, объемом законодательного акта.
На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?
№44-ФЗ определяется требования к закупочным процедурам, осуществляемым государственными и муниципальными учреждениями. №223-ФЗ регламентирует аналогичные закупки, которые проводятся компаниями, на половину или более принадлежащими государству.