Административное задержание регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Положением о порядке применения административного ареста, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 726, Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения Российской Федерации.
Административный арест является видом административного наказания за совершение административного правонарушения (пункт 6 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ) и, согласно части 1 статьи 3.9 КоАП РФ, заключается в изоляции правонарушителя от общества. Административный арест применяется только за самые серьезные правонарушения. Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, при назначении наказания в виде административного ареста следует учитывать, что, согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, данный вид наказания может быть назначен только в исключительных случаях, когда с учетом характера совершенного деяния и личности виновного другие виды наказания не приведут к реализации административной ответственности.
Основанием для применения административного ареста является совершенное правонарушение.
Согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается только за совершение строго определенных административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, и применяется только в качестве основного административного наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ).
В настоящее время 27 административных правонарушений, предусмотренных КЗоТ РФ, предусматривают возможность применения административного ареста в качестве наказания: ч. 3 ст. 5.35; ст. 6.8; ст. 6.9; ст. 6.12 и 7.13. .9; ст. 6.12; ч. 2 ст. 6.13; ст. 7.27; ст. 10.5.1; ст. 11.1; ч. 6 ст. 11.17; ч. 2 ст. 12.7; ч. 3 ст. 12.8; ч. 3 ст. 12.26. 2; часть 2 статьи 12.27; часть 1 статьи 17.3; статья 18 .7; статья 19.3; часть 1 статьи 19.24; статья 20.1; часть 3 статьи 20.2; часть 1 статьи 20.3; статья 20.5; часть 6 статьи 20.8; статья 20.18; статья 20.21; статья 20.25; часть 3 статьи 20.27; статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административному задержанию не подлежат (ч. 2 ст. 3.9 Кодекса об административных правонарушениях) следующие лица
- Беременные женщины;
- Женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет;
- Лица моложе 18 лет
- Лица с инвалидностью I и II категории;
- Военнослужащие вооруженных сил;
- Граждане призваны на военные учения;
- Лица, имеющие специальные звания: сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов.
Определением Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 № 195-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Ивукова Константина Александровича положением части 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено право судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, рассматривать административный арест в качестве административного наказания.
Как правило, административный арест назначается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции — до тридцати суток. Административный арест назначается исключительно судьей (статья 3.9(1) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Административное задержание часто предшествует административному аресту. Согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, административное задержание как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении направлено, в том числе, на исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Срок административного задержания включается в срок административного ареста (ч. 3. ст.3.9, ч. 3. ст.32.8 КоАП РФ).
При этом следует учитывать, что срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления лица в место нахождения компетентного органа, а для лица в состоянии опьянения — с момента вытрезвления (ч. 4. ст.27.5 КоАП РФ).
Так, Постановлением Верховного Суда РФ № 19-АД11-3 от 20.07.2011 г. по надзорной жалобе Б. оставлены в силе постановление мирового судьи, решение судьи районного суда и постановление заместителя председателя районного суда, вынесенные в отношении Б. по делу об административном правонарушении из ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Изменено: при исчислении срока административного наказания был включен период административного задержания (когда господину Б было назначено административное наказание в виде административного задержания с 10 часов утра до 10 часов вечера). 00 мин. 7 апреля 2010 года мировой судья не принял во внимание, что г-н Б. был заключен под стражу на период административного задержания в 05:00 24 марта 2010 года. Мировой судья не учел, что 24 марта 2010 года в 05:00 такая мера административного задержания была применена к Б. в качестве административного наказания по делу об административном правонарушении).
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ).
Протокол (постановление прокурора) по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест, вручается судье немедленно после его составления (вынесения) (ст. 28.2. 8 КоАП РФ), а дело об административном правонарушении, совершение которого влечет применение административного ареста, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, к которому применен административный арест, — не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
Право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства, установленное ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, может быть ограничено в случае совершения лицом административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста, поскольку из системного толкования положений ч. 3 ст. 25.1, ч. 4 ст. 29.6, ст. 32.8 КоАП РФ следует, что такие дела рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным
Постановление судьи об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, исполняется организацией немедленно по получении этого постановления (ст. 26.10 ЗоАП РФ). Часть 7 статьи 19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подается судье, вынесшему постановление по делу, который обязан направить ее вместе со всеми материалами дела в вышестоящий суд в день поступления жалобы (ст. 30.2 КоАП РФ).
Жалоба на постановление об административном аресте должна быть рассмотрена в течение 24 часов с момента ее подачи, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает наказание в виде административного ареста (часть 3 статьи 30.5 КоАП РФ).
Решение по жалобе на постановление об административном задержании доводится до сведения органа или должностного лица, исполняющего постановление, а также лица, в отношении которого вынесено постановление, и потерпевшего в день вынесения решения (ст. 30.8 ч.3 КоАП РФ).
Опротестование постановления об административном задержании не приостанавливает исполнение постановления (статья 31.6 § 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановление мирового судьи об административном аресте исполняется сотрудниками органов внутренних дел немедленно после вынесения постановления (часть 1 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При наличии обстоятельств, делающих невозможным исполнение постановления об административном задержании в установленный срок, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (часть 1 статьи 31.5 КоАП РФ). Такими обстоятельствами могут быть, например, болезнь лица, привлекаемого к ответственности, финансовые трудности и т.д.
В соответствии с ч. 4 ст. 32.8 КоАП РФ административное задержание осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Реализуя свои полномочия, Правительство РФ постановлением № 726 от 02.10.2002 приняло Постановление о порядке административного задержания, регламентирующее доставку арестованных в специальный изолятор, проведение предварительного медицинского осмотра и оказание медицинской и санитарно-эпидемиологической помощи арестованным, а также обеспечение питанием и получение передач (далее — Постановление № 726); постановлением № 627 от 15.10.2003 приняло Постановление об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения.
6 июня 2000 года Министерство внутренних дел Российской Федерации издало приказ № 605 дсп "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по исполнению административного законодательства", которым утверждены Правила внутреннего распорядка специальных центров содержания административно задержанных лиц (далее — Правила № 605 дсп).
Лицо, подвергнутое административному задержанию, содержится в месте, определяемом органами внутренних дел (ч. 2 ст. 32.8 КоАП РФ).
В соответствии с Положением № 726 арестованные содержатся в специальных приемниках-распределителях органов внутренних дел, предназначенных для содержания лиц, подвергнутых административному аресту (далее — специальные приемники-распределители).
Арестованные лица доставляются в спецприемник органом внутренних дел, который их арестовал. При поступлении в спецприемник арестованные проходят обязательную дактилоскопию и фотографирование.
Задержанные, вновь поступившие в специальный приемник, должны пройти первичный медицинский осмотр у врача с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и пациентов. Медицинское обслуживание заключенных осуществляется в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.
Заключенные обеспечиваются питанием в соответствии с нормой 3 рациона, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.1992 г. № 935 "Об утверждении норм питания для осужденных, а также для лиц, находящихся в следственных изоляторах, медицинских лабораториях, учебных лабораториях и лечебно-воспитательных профилакториях МВД РФ" (Постановление Верховного Суда РФ от 13.01.2010 г. № 41-V09-30).
Лица, содержащиеся в спецприемниках, имеют обязанности, права и свободы, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными действующим законодательством. Дискриминация или предоставление льгот и привилегий на основании национальности, расы, языка, религии, имущественного положения, политических взглядов и членства в партиях, организациях и движениях, прошлых заслуг и других обстоятельств запрещена (пункт 24 Постановления 605дсп).
В соответствии с пунктом 17 Положения 605 Кодекса задержанные содержатся в закрытых камерах под постоянной охраной в специальных приемниках-распределителях.
- Мужчины от женщин;
- Курильщики от некурящих (при соответствующих условиях);
- Лица, задержанные за незаконное приобретение наркотических средств в небольших количествах или за приобретение наркотических средств без рецепта врача;
- Иностранные граждане и лица без гражданства;
- Пациенты с инфекционными и заразными заболеваниями или требующие специального медицинского ухода;
- Осужденные, переведенные из общей камеры по решению начальника спецприемника в связи с нарушением режима или по собственной просьбе в случаях опасности для жизни и здоровья.
Норма санитарной площади в камере на одного человека установлена в размере 4 квадратных метров (Правило 605dsp, пункт 19).
Заключенным должны быть предоставлены индивидуальные кровати и постельные принадлежности (для сна).
Согласно п. 18 Правил № 605дсп, камеры в специальных камерах должны быть оборудованы в соответствии с требованиями к камерам в камерах милиции для лиц, содержащихся под стражей до суда, установленными Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых МВД России, утвержденными приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 (далее — Правила № 950), и должны иметь: индивидуальные койки или кровати; стол и скамейки в пределах вместимости камеры; шкаф для хранения индивидуальных вещей; постельные принадлежности для сна.
В соответствии с пунктом 25 Правила 605 Кодекса, заключенные в специальных приемниках имеют право на
- Получать от руководства и контролирующего персонала спецприемника информацию о своих правах и обязанностях, системе содержания под стражей и порядке подачи запросов, заявлений и жалоб;
- получать продовольственную, материальную и медицинскую помощь в соответствии с установленными нормами, а также медицинскую и санитарную помощь в соответствии с действующим законодательством
- В случае угрозы его жизни или здоровью или совершения преступления против его личности другими заключенными, он должен обратиться к офицеру с просьбой о переводе в другую зону. В этом случае офицер должен немедленно принять меры для перевода задержанного в другое безопасное место;
- Запросите личную встречу с руководством специального приемного пункта;
- Пользоваться телефоном один раз за период содержания под стражей для звонков родственникам и друзьям (кроме междугородних звонков) не более трех минут;
- Ночью спать восемь часов;
- иметь кровать и постельные принадлежности во время сна
- использовать собственную одежду и обувь в соответствии с сезоном и другие предметы, перечень и количество которых указаны в постановлении дсп № 605 (приложение 6);
- Используйте настольные игры, читайте газеты и журналы и слушайте радио в установленные часы до 10 вечера;
- соблюдать правила и не нарушать права других заключенных, иметь религиозную литературу и предметы культа в помещениях спецприемника
- получать посылки в натуральном виде и продукты питания; перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви и одежды, которые заключенные могут иметь, хранить и получать в посылках, изложены в Положении 605 (Приложение 6)
- Совершайте ежедневные прогулки продолжительностью не менее часа.
Задержанные имеют право на ежедневную прогулку на охраняемой территории спецприемника не менее часа. Не разрешается выгуливать заключенных, которым это не рекомендовано врачом или фельдшером. Заключенных выводят на прогулку в течение дня по графику, составленному начальником или заместителем начальника спецприемника. Женщин и мужчин вывозят отдельно. Прогулки заключенных должны проводиться на охраняемой территории спецприемника в течение дня в одно и то же время. Прогулки могут быть отменены или сокращены по распоряжению начальника спецприемника в связи с неблагоприятными погодными условиями, чрезвычайными событиями (побеги, попытки самоубийства и т.д.) и особыми обстоятельствами (стихийные бедствия, пожар и т.д.).
Порядок использования задержанных на ручных работах установлен в разделе VI приказа № 605 дсп, согласно которому лица, находящиеся под административным арестом, могут быть использованы на ручных работах с их согласия. От арестованного берется письменное согласие на помещение его в специальный центр содержания под стражей, где он будет работать в течение всего срока ареста.
Территориальные органы исполнительной власти по согласованию с руководителями органов внутренних дел, на территории которых расположены специальные центры содержания под стражей, устанавливают перечень организаций, в которых задержанные могут быть использованы для выполнения ручного труда. С руководителями этих организаций заключаются соответствующие соглашения.
Орган внутренних дел, в структуре которого находится спецприемник, заключает договоры (контракты) с организациями независимо от их организационно-правовой формы и физическими лицами на выполнение задержанными лицами различных работ.
Деньги, полученные от работы заключенных, с их согласия могут быть использованы для покрытия расходов на содержание, питание и медицинское обслуживание заключенных в специальном центре для беженцев.