Какой должна быть пошлина за регистрацию дополнительного соглашения к аренде: позиция Верховного Суда РФ
Начало было положено Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Было внесено изменение, согласно которому за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей — для физических лиц, в размере 22 000 рублей — для организацией. Аналогичное изменение внесено в подпункт 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
06.10.2020 г. в адрес Росреестра поступило письмо Минфина России от N03-05-04-03/87113 «Об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительных соглашений к договорам аренды недвижимого имущества».
Далее Росреестр опубликовал на своем сайте письмо от 07.10.2020 N 14-8878-ГЕ/20 на ту же тему.
Далее были разъясняющие письма Минфина:
N 03-05-04-03/87113 от 06.10.2020
№ 03-05-05-03/98165 от 11.11.2020
№ 03-05-04-03/5043 от 28.01.2021.
Во всех указанных письмах указывалось на законность и обоснованность государственной пошлины в размере 22 000 рулей за регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды.
С середины октября 2020 г., органы государственной регистрации стали стабильно отказывать заявителям, заплатившим государственную пошлину в «старом» размере.
Учитывая некие особенности 2020 года, множество организаций заключали дополнительные соглашения к договорам аренды о снижении размера арендной платы. И тут их ожидал «приятный» сюрприз.
Если арендный бизнес до последнего надеялся на позицию по данному вопросу Верховного суда, то последние надежды рухнули с рассмотрением дела N307-ЭС21-6664.
Обратимся к сути: ООО «Агроторг» договорилась с обществом «Вена» о долгосрочной аренде нежилого здания под магазин. Через четыре года после заключения договора стороны решили изменить порядок расчетов по договору, для чего заключили дополнительное соглашение. После этого «Агроторг» обратился в региональное управление Росреестра по Вологодской области за регистрацией дополнительного соглашения, оплатив госпошлину 1000 рублей.
Управление Росреестра отказалось зарегистрировать соглашение, потому что «Агроторг», должен был заплатить пошлину в 22 000 рублей по правилам подп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса. Суды трех инстанций с этим не согласились и обязали зарегистрировать дополнительное соглашение за 1 000 рублей.
Управление Росреестра обратилось в Верховный суд. Было указано на тот факт, что в 2019 году в спорную норму Налогового кодекса были внесены изменения, и теперь за любую сделку с недвижимостью, подлежащую государственной регистрации, пошлина составляет 22 000 рублей. Допсоглашение к действующей аренде тоже относится к таким сделкам, ведь она должна быть зарегистрирована. Экономколлегия с этим согласилась и признала отказ Управления законным.
Ранее, по другому делу, Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении административного иска о признании недействующим письма Минфина России от 6 октября 2020 г. № 03-05-04-03/87113. Как ранее уже было указано, в этом письме ведомство изложило свою точку зрения относительно размера госпошлины, подлежащей уплате в связи с государственной регистрацией дополнительного соглашения к зарегистрированному договору аренды недвижимого имущества (Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2021 г. № АКПИ20-932). По мнению Минфина России, госпошлина в этом случае должна быть уплачена в размере, установленном подп. 22 и подп. 25 п. 1 ст. 333 33 Налогового кодекса (по общему правилу 2 000 руб. для физических лиц и 22 тыс. руб. для организаций, а если предметом аренды является земельный участок сельхозназначения – 350 руб.).
Административные истцы полагали, что данное письмо не соответствует действительному смыслу разъясняемых норм, поскольку размер госпошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды недвижимости должен определяться в соответствии с подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 350 руб. для физических лиц и 1 000 руб. для организаций. Выступивший по делу в качестве заинтересованного лица Минюст России также счел содержащиеся в письме разъяснения не соответствующими законодательству.
Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для удовлетворения иска. Он исходил из того, что оспариваемые разъяснения даны Минфином России в связи с внесением в части первую и вторую НК РФ изменений Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно этим изменениям госпошлина в размере, установленном подп. 22 и подп. 25 п. 1 ст. 333 33 НК РФ, подлежит уплате не только за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, но и за государственную регистрацию сделок с объектами недвижимости, если такие сделки в соответствии с федеральным законом нуждаются в регистрации. Поскольку дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в силу п. 2 ст. 164 ГК РФ, оно также подпадает под действие указанных норм НК РФ.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день уже сложилась судебная практика, подтверждающая законность размера уплачиваемой государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительных соглашений к договорам аренды недвижимого имущества в размере 22 000 рублей.
Если зайти в раздел Статистическая отчетность на сайте Росреестра, и скачать файл «Сведения о деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав за 3 месяца 2021 г.»,
то становится понятно, что за первые три месяца 2021 г., было совершено арендных сделок – 19 996 (в отношении помещений, юридические лица), 16727 (в отношении зданий, юридические лица), 7423 (в отношении земельных участков, также юридические лица). Также в данном файле есть данные по аренде сооружений, предприятий, ЕНК, ОНС и машино мест. Но рассмотрим только перечисленные сделки и только для юридических лиц.
Количественных данных по соотношению арендных сделок, по которым регистрировались именно дополнительные соглашения, а не договоры аренды, информации не представлено.
Однако если учитывать, что на практике заключается один долгосрочный Договор аренды, а к нему стороны заключают дополнительные соглашения, то например, при изменении арендной платы, а также иных условий, можно предположить, что число таких Дополнительных соглашений может быть вполне внушительным.
Если предположить, что каждая 4-я зарегистрированная сделка по аренде — это изменение к договору аренды. В этом случае, только по помещениям за три прошедших месяца 2021 г. по России в целом, таких сделок было совершено около 5 000. Если следовать данному расчету, то казна за счет госпошлин только по данным типам сделок, пополнилась примерно на 110 000 000 рублей.
Если бы госпошлина, так и взымалась в размере 1 000 рублей, то доход бы составил, какие-то 5 000 000 рублей.
Таким образом, государственные органы, дав разъяснения по применяемой статье Налогового кодекса РФ, и подкрепив свою правоту судебной практикой, увеличило доход казны по вышеуказанной пошлине в 22 раза.
В этой части, нагрузка на арендный (и не только) бизнес возросла. Выходом для компаний является: отказ от государственной регистрации ДС, а также переход на краткосрочные договоры аренды. Таким образом, государство «стимулирует» бизнес вообще не регистрировать дополнительные соглашения (даже с изменением существенных условий) к договорам аренды, чтобы не платить откровенно «весомую» пошлину.