ТРУД КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Текст статьи воспроизводится без фотографий и образцов.
Полная версия статьи доступна в разделе "Рабочие файлы" в формате PDF
Любое противоправное действие гражданина общества в правовом государстве также связано с наказаниями в случае нарушения законов и правил, принятых государством. В свою очередь, каждое наказание (применяемое государством к человеку, нарушившему правовые нормы) имеет свою вполне конкретную и определенную цель. Исправительная педагогика в каждом правовом государстве, ставя конкретные цели деятельности исправительных учреждений (далее — ИУ), исходит прежде всего из того, что уголовное наказание, применяемое к осужденному, должно не только карать и наказывать его за совершенное преступление, но в первую очередь направлено на дальнейшее исправление и перевоспитание. Эта деятельность осуществляется в первую очередь для того, чтобы осужденный, отбыв установленное законом наказание в виде лишения свободы, вернувшись из исправительного учреждения, стал полноценным гражданином общества и мог продолжать действовать на благо государства и стать законопослушным членом общества.
А.С. Макаренко писал: "Педагогика должна разработать сложнейший вопрос о цели воспитания и методах приближения к этой цели"; "необходимо действительно превратить педагогику в активную, целеустремленную политологию".
Макаренко А.С. Цель воспитания. — М., 1960. Т. 5. С. 345.
Если у нас есть определенная цель перевоспитать заключенного, мы должны четко представлять себе средства и методы, с помощью которых мы достигнем этой цели, и быть в состоянии придать этим средствам определенное содержание.
Образование является важнейшей социальной функцией. Мы можем понимать процесс образования как передачу социального и исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к социальной жизни и производительному труду. Под влиянием окружающей среды и специально организованных условий происходит развитие духовных и физических сил, формирование мировоззрения и приобретение необходимых знаний, навыков и умений. Организованный педагогический процесс занимает центральное место в воспитании и перевоспитании любой личности. Это запланированное и целенаправленное взаимодействие педагогов с учащимися. Поскольку во многом определяет жизнь и развитие общества только цель или результат воздействия на осужденного, используется термин — "исправление". Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает одну конечную цель в работе с заключенными — исправление.
Все заключенные в исправительных учреждениях подвергаются систематическому и целенаправленному педагогическому взаимодействию. Эффективность этих взаимодействий и сложность организации воспитательного процесса варьируются между различными типами исправительных учреждений, а также для каждого отдельного осужденного.
Согласно статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), исправление осужденных означает формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сообщества, стимулирование правомерного (законного) поведения.
Какие основные меры используются для исправления заключенных? Можно выделить несколько наиболее значимых мер:
1. установленный порядок исполнения и наказания, другими словами, "режим". Только после того, как осужденные строго и неукоснительно выполняют правила и нормы, установленные в исправительном учреждении, они достигают полной моральной и умственной концентрации на контроле своего поведения, осознания совершенного ими ранее преступления, у них появляется мотивация к улучшению своего поведения и желание встать на путь исправления. Происходит переоценка (переосмысление) его взглядов на жизнь, на себя и на окружающее его общество;
2. воспитательная работа. Через воспитание (воздействие) на нравственную составляющую ребенка родители постепенно воспитывают своих детей, прививая им полезные навыки и умения, способность найти себя в обществе с учетом принятых в нем норм и правил, с учетом религиозных, правовых, моральных и этических норм, сложившихся в окружающем обществе. Однако, когда речь идет о воспитании осужденных, в этом случае они зачастую являются вполне развитыми и зрелыми личностями. Да, им может не хватать родительской заботы или школьного образования, но они являются гражданами общества, и часто эти обстоятельства являются одной из причин, по которым они совершили преступление. Однако это не означает, что ими не следует заниматься в системе дополнительного образования или что они не окажут образовательного воздействия. Поэтому лицо, совершившее преступление в исправительном учреждении, требует повышенного внимания в воспитательной работе, которая должна проводиться постоянно и широко на основе разъяснения действующих в государстве нормативно-правовых актов, моральных, нравственных и этических принципов, принятых в обществе, всеми доступными средствами и методами (труд, спорт, общественная работа, литература, искусство, кино);
3. общественно полезный труд. Труд является основой любой социальной системы и естественной и реальной необходимостью для человека. Благодаря ей формируется личность каждого человека, а его отношение к труду является важной социальной характеристикой. Труд — это основа человека, благодаря ему стало возможным возникновение и развитие человеческого общества. Он является основой общественного производства, самой жизни, с его помощью создаются все материальные, культурные и духовные ценности человека и общества, поэтому его называют общественно полезным трудом.
Сам труд, понятие желания и стремления трудиться, присуще всем людям. Большинство граждан рассматривают его как средство самореализации и способ получения определенных благ для получения средств к существованию и обеспечения своей семьи. Не случайно в статье 37 Конституции Российской Федерации, основного закона нашей страны, закреплено право каждого гражданина на труд. Когда речь идет об осужденном гражданине, никто не может отнять у него это право или каким-либо образом исказить его. Кроме того, сам труд выступает в качестве мощного воспитательного фактора для гражданина, которому поручается выполнение определенных заданий и который чувствует ответственность за их качественное и добросовестное выполнение, социальную значимость своего труда и, в конечном итоге, значимость себя как личности для общества и общества в целом;
4 Получение общего образования. Сам образовательный процесс является одним из основных факторов, влияющих на формирование и развитие человека как личности, личности, полезной для окружающего общества. Образованный человек менее подвержен негативному влиянию антисоциальных и противоправных мнений и установок. Он более устойчив к ним, потому что у него больше возможностей анализировать, сопоставлять свои действия и поступки, свои желания и возможности, более адекватно воспринимать окружающее общество и возможные изменения в нем и в окружающем мире. Недостаток образования также является одной из причин того, что некоторые граждане нарушают закон и вступают в конфликт с моральными, этическими взглядами и установками общества. Поэтому недопустимо упускать возможность повысить образовательный уровень граждан, находящихся в исправительных учреждениях. Это один из эффективных способов вернуть человека к полноценной жизни, повысить его самооценку, осознание своей значимости в обществе, укоренить в нем чувство личной гордости за себя, за совершенные поступки;
5. профессиональная подготовка. Это средство исправления заключенного часто тесно связано с его образованием и его восприятием и отношением к труду. Низкий уровень образования человека приводит к его нежеланию быть полезным обществу и, следовательно, повышать свой личный, профессиональный, культурный и моральный уровень. В воспитательной работе с заключенным профессиональная подготовка/переподготовка направлена на привитие положительного восприятия труда. Показать, что работа — это не только гражданский долг, но и средство получения определенных материальных (зарплата, премии) и духовных благ (уважение в обществе и в коллективе, ощущение личной значимости, гордость за себя и свой труд). Крайне важно подчеркнуть, что не любая работа воспитывает заключенных, а именно квалифицированный труд, так как он оказывает более значительное влияние на заключенного. Именно приобретение новых навыков и умений, необходимых и полезных в профессии, или повышение квалификации в уже имеющейся профессии стимулирует заключенного к дальнейшему профессиональному росту и дает ему реальную перспективу получить более высокооплачиваемую и престижную работу, находясь в тюрьме.
6 Социальное воздействие. Люди по своей природе всегда социальны. С детства нас окружает семья, одноклассники в школе, товарищи по оружию в армии или коллеги в университете, у каждого есть друзья, приятели, знакомые на работе. На протяжении всей нашей жизни мы в той или иной мере подвергаемся их влиянию в процессе общения, так же как и они подвергаются нашему влиянию, нашим взглядам, суждениям, поведению и т.д., и мы просто не можем недооценивать влияние всей этой среды на осужденного. Вопрос лишь в определении круга влияния на личность, положительного или отрицательного. Очевидно, что к перевоспитанию осужденного должны допускаться только лица, принадлежащие к положительному кругу. Такими лицами могут быть родители осужденного (как известно, ни одна хорошая мать не пожелает плохого своему сыну или дочери), семья (жена/муж, дети), близкие родственники, друзья, сослуживцы и коллеги. Даже старый учитель может пробудить в осужденном желание перевоспитать себя, изменить свои взгляды на жизнь, посмотреть на себя по-другому и встать на путь дальнейшего исправления.
В любом правовом государстве все приговоры, вынесенные судом виновным лицам (в рамках реализации уголовного наказания), должны быть исполнены. Исполнение наказаний, с которыми связаны ϶ᴛᴏ меры исправительного воздействия, есть не что иное, как уголовно-воспитательный процесс, регулируемый принципами уголовно-исполнительного права. Этот процесс осуществляется специально уполномоченными государственными органами и в соответствии с целями наказания в обществе. Оно отличается от исполнения всех других наказаний прежде всего тем, что процесс: осуществляется традиционно специальными государственными органами — пенитенциарными (исправительными) учреждениями, происходит в течение определенного периода времени и по своему содержанию будет носить карательно-воспитательный характер.
При применении наказаний их содержание и средства, а также цели должны быть тесно связаны и функционировать как единое целое. Лишение свободы осужденного всегда останется простым наказанием, наказанием за совершенное преступление, если оно не будет функционировать в тесном взаимодействии с воспитательным процессом и привлечением осужденного к общественно полезному труду, что не позволит достичь главной цели, поставленной перед исправительным учреждением — исправления и перевоспитания.
Согласно статье 103 Исполнительного уголовного кодекса, каждый гражданин, осужденный к лишению свободы, обязан работать в местах и на должностях, определяемых администрацией исправительного учреждения. Администрация исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Заключенные могут быть трудоустроены на предприятиях, как внутри, так и за пределами тюрьмы (другие государственные предприятия и предприятия с другими формами собственности), при условии, что им будет обеспечена надлежащая защита и изоляция. Исправительные работы для заключенных, отбывающих наказание в тюрьмах, проводятся исключительно на территории тюрьмы. Следует отметить, что заключенным не разрешается работать на всей территории тюрьмы или на других предприятиях, расположенных за ее пределами. В соответствии с правилами внутреннего распорядка всех тюрем устанавливается специальный перечень работ, на которых заключенным категорически запрещено работать. Таким образом, им запрещается работать и работать (исполнять обязанности) в аппаратах различных служб, отделов, управлений по исполнению наказаний и других подразделений министерств и ведомств пенитенциарной системы. Им запрещается входить и находиться в помещениях и комнатах, где размещается персонал пенитенциарных учреждений, хранится оружие и специальное оборудование, используется, обрабатывается и хранится служебная документация. Они не имеют права выполнять работы, связанные с эксплуатацией, ремонтом, обслуживанием и хранением служебного и специального автотранспорта, дублирующей, радиотелеграфной, телефонной и факсимильной аппаратуры исправительного учреждения, а также работы, связанные с доступом к лекарственным препаратам, взрывчатым и токсичным веществам. Следует также отметить, что осужденным запрещено работать продавцами, бухгалтерами, кассирами, менеджерами продуктовых и вещевых магазинов, а также складов со сложным и дорогостоящим оборудованием, то есть на работах, связанных с деньгами и материальными ценностями. При выполнении служебных и трудовых обязанностей запрещается подчинять внештатных работников заключенным.
Следует отметить, что осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет, гражданам, имеющим инвалидность I или II группы, по их просьбе предоставляется работа в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Осужденные, являющиеся несовершеннолетними, также привлекаются к работе в строгом соответствии с российским трудовым законодательством.
Осужденным не разрешается прерывать работу для разрешения любого вида трудового конфликта, возникающего во время или после работы. Отказ от работы или уклонение от работы со стороны осужденного является грубым нарушением установленного режима отбывания наказания. Такие действия могут привести к штрафам и финансовой ответственности для администрации тюрьмы. Засчитывается общий стаж работы заключенного. В конце календарного года администрация тюрьмы должна подсчитать и зарегистрировать отработанное время для каждого заключенного, занятого на работе в течение года. Если в период работы заключенный систематически уклонялся от работы или выполнения своих служебных обязанностей, администрация тюрьмы может принять решение исключить время, в течение которого заключенный не работал, из общего стажа работы. Об этом говорится в пункте 1.3 Инструкции "О порядке учета рабочего времени осужденных к лишению свободы при отбывании наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж". Однако, если заключенный не согласен с таким решением администрации тюрьмы, он имеет право обжаловать его в суде.
В соответствии со статьей 104 Уголовно-исполнительного кодекса всем осужденным предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней для осужденных, отбывающих наказание в воспитательно-трудовой колонии, и 12 рабочих дней для осужденных, отбывающих наказание в других учреждениях. Такой отпуск может быть предоставлен как осужденным, выходящим из исправительно-трудовой колонии, так и нет (статья 97 Уголовно-исполнительного кодекса). Важно отметить, что время, проведенное в камерах и одиночных камерах, не засчитывается в срок, необходимый для ежегодного оплачиваемого отпуска. Статья 104(5) Исполнительного уголовного кодекса также предусматривает увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска для некоторых категорий осужденных. Продолжительность оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней для заключенных, которые: перевыполнили установленные нормы выработки; образцово выполняли задания на тяжелых работах, в том числе с вредными или опасными условиями труда; работают на предприятиях, расположенных на Крайнем Севере и в экваториальных районах; занимались индивидуальной трудовой деятельностью, но являются инвалидами I или II группы; имеют возраст старше 60 лет для мужчин и старше 55 лет для женщин. Для осужденных несовершеннолетних правонарушителей период оплачиваемого отпуска может быть продлен до 24 рабочих дней.
Осужденные, работающие по российскому законодательству, также имеют право на адекватное вознаграждение за свой труд (ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса). Если они отработали нормативное количество часов в данном месяце и выполнили установленную для них нормативную нагрузку, их вознаграждение не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного российским законодательством. Если заключенный работает на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, ему или ей платят пропорционально отработанным часам или в соответствии с выполненной работой. Заключенные, выполняющие работы, связанные с благоустройством территории тюрьмы и ее окрестностей (например, уборка или озеленение, ремонт жилых комнат и комнат отдыха, спортивных площадок и т.д.), выполняют эту работу без вознаграждения (ст. 106 Уголовно-исполнительного кодекса). Эта работа выполняется в нерабочее время и в порядке поступления, но не более двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена только по письменной просьбе осужденного или в случае необходимости срочных работ по решению начальника колонии. Однако, согласно действующему российскому законодательству, с осужденных также производятся все соответствующие удержания из заработной платы (ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). В первую очередь это алименты, затем подоходный налог и взносы в Пенсионный фонд РФ и другие обязательные удержания, затем возмещение осужденным расходов на проживание, а из оставшейся суммы производятся удержания на основании исполнительных листов или иных исполнительных документов в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом (далее — ГПК). Статья 107 (3) Исполнительного уголовного кодекса предусматривает, что на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных мужчин с 1-й или 2-й группой инвалидности, осужденных несовершеннолетних, осужденных беременных женщин, осужденных женщин с детьми, проживающих в доме социального обеспечения тюрьмы, независимо от каких-либо удержаний зачисляется не менее 25% начисленной им заработной платы, пенсии или иного дохода.
Учитывая вышесказанное, можно сделать ряд выводов и заключений о важности общественно полезного труда для воспитания и перевоспитания заключенных.
1) Труд, в сочетании с другими способами и методами воздействия на осужденных, выступает одним из основных средств их воспитания и перевоспитания. В то же время следует отметить, что значение труда заключенных в процессе отбывания наказания не ограничивается чисто воспитательными задачами. Прежде всего, она развивает личные творческие способности заключенных, укрепляет их волю, формирует чувство коллективизма и ответственности, повышает их самооценку и значимость в глазах окружающих. Это в конечном итоге способствует желанию осужденных учиться на своих ошибках, встать на путь исправления и в итоге стать полноценным гражданином и членом общества.
2 Общественно полезный труд как средство исправления осужденных в исправительных учреждениях также преследует ряд основных целей, в частности экономических и социальных.
Экономическая цель труда заключенных заключается в том, что они работают не только на себя, но и на общество, членами которого они станут после отбытия наказания. Сами результаты труда осужденных служат средством возмещения вреда, причиненного преступлением, уплаты членских взносов и алиментов, возмещения стоимости питания, одежды, белья и обуви, за исключением стоимости специальной одежды и специального питания.
Социальное назначение труда заключенных состоит в том, чтобы они приобрели профессию, которой раньше не имели, повысили свое образование и профессиональную квалификацию или получили новую профессию. Все это имеет большое значение для дальнейшей адаптации осужденных к честной трудовой жизни на свободе и для профилактики рецидивной преступности.
В исправительных учреждениях созданы все условия для приобретения профессии и повышения квалификации (промышленные предприятия, общее и профессиональное образование).
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
Указание Министерства социального обеспечения Российской Федерации от 02.11.1992 N 1-94-У "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж".
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015).