Предпринимательское право как отрасль российского права — совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие в интересах государства и общества. Объектами предпринимательского права являются общественные отношения, регулируемые нормами предпринимательского права, которые подразделяются на.
1) Горизонтальные — отношения "предприниматель — предприниматель";
2) Вертикальные — отношения "предприниматель — орган управления".
При регулировании экономико-правовых отношений используются как императивный, так и диспозитивный методы правового регулирования.
Методы правового регулирования:
1) императивные нормы применяются, когда одна из сторон правоотношения имеет право отдавать обязательные распоряжения другой стороне.
С их помощью императивные правовые нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений предпринимательского характера. Метод императивных норм характерен для прямого государственного регулирования экономической деятельности, например, обязательная государственная регистрация субъектов хозяйствования, налоговое законодательство и т.д;
2) рекомендации. В этом случае одна сторона правоотношений предлагает другой стороне определенный вариант поведения в определенных ситуациях, дает рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности;
3) контракты. В этом случае субъект предпринимательского права решает вопросы, возникающие самостоятельно, а также после вступления в правоотношения по соглашению с другой стороной;
4) запреты ограничивают определенные виды деятельности хозяйствующих субъектов, например, Закон об охране окружающей среды от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусматривает запреты на деятельность, наносящую вред окружающей среде
5) автономные решения заключаются в том, что правовые отношения (права и обязанности участников экономической деятельности) создаются в результате взаимного соглашения (договора) между ними.
Предпринимательская деятельность в Российской Федерации регулируется определенными принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации и статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принципы хозяйственного права — это основные начала, которые пронизывают правовые нормы хозяйственного права.
Основными принципами являются:
1) Свобода экономической деятельности. Этот принцип закреплен в статье 8 Конституции Российской Федерации. "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности", но эта свобода не безгранична, она может быть ограничена федеральными законами в общественных интересах в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода экономической деятельности ограничена широкой практикой лицензирования определенных видов экономической деятельности;
(2) Юридическое равенство различных форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно этому принципу, законодательство не может устанавливать льготы или ограничения для той или иной формы собственности для субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность с использованием государственной, муниципальной или частной собственности;
3) Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Соблюдение этого принципа является необходимым условием для развития рыночной экономики и осуществления экономической деятельности. Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" играет важную роль в поддержании конкуренции и борьбе с недобросовестными формами ее проявления через монополистическую деятельность;
4) Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности является основным стимулом, основным мотивом предпринимательства. Прибыль — это разница между полученным доходом и понесенными затратами;
5) Государственное регулирование предпринимательской деятельности — поддержание баланса между частными интересами предпринимателей и публичными интересами государства и общества в целом
6) Верховенство права в предпринимательской деятельности — основа для построения верховенства права. Предпринимательская деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с законом, а государство должно обеспечивать законность правовых актов, законность действий органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательскую деятельность;
7) единое экономическое пространство. На территории Российской Федерации недопустимы таможенные границы, пошлины, сборы и любые другие препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Источники экономического права
Источниками хозяйственного права являются правовые акты различных государственных органов, содержащие правовые нормы, регулирующие хозяйственную деятельность:
1) Конституция Российской Федерации — основной источник хозяйственного права, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации;
2) Гражданский кодекс Российской Федерации, который регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. Гражданский кодекс Российской Федерации раскрывает понятие предпринимательской деятельности, ряд норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила заключения договоров на обязательной основе, определяет внутрипредпринимательские, внутрифирменные отношения;
3) Законы — нормативные акты, принятые представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов
Виды законов:
A) Федеральная конституция — нормативный акт, принятый Федеральным Собранием в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, изменяющий и дополняющий Конституцию Российской Федерации, а также закон, принятие которого прямо предусмотрено Конституцией Российской Федерации;
B) Федеральный — нормативный акт, принятый Федеральным Собранием, касающийся всех других вопросов, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам,
B) Законы субъектов Российской Федерации — это нормативные акты, принятые высшим представительным органом субъекта Федерации. Федеральные законы делятся на:
1) регулирование общего состояния конкретного типа рынка. Например, Закон РФ от 09.10.2002 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
2) Определение правового положения участников рынка. Например, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 30.10.1995. 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах";
4) акты федеральных органов власти (нормативные акты) — указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации;
5) Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принятые министерствами и ведомствами;
6) акты органов исполнительной власти РФ — нормативные акты субъектов РФ, не противоречащие актам вышестоящего уровня,
7) Обычаи делового оборота — установленные и обычно применяемые правила поведения, не предписанные законом, в любой сфере (включая бизнес)
8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные соглашения
8) К отношениям, регулируемым гражданским законодательством, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, за исключением случаев, когда для применения таких принципов и норм требуется издание российского закона. Конституция РФ предусматривает, что Российская Федерация отдает приоритет международным договорам.
4 Конституционные основы предпринимательской деятельности
Под конституционными принципами предпринимательской деятельности понимаются основные конституционные нормы, которые: формируют необходимые предпосылки предпринимательской деятельности; определяют содержание, условия и способ ее осуществления; обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями. Эти конституционные нормы: выражают определенные концепции правового регулирования; закрепляют конституционные принципы; определяют правовой статус предпринимателя, включая его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, и устанавливают их гарантии.
В структуру Конституции РФ также входят нормы, устанавливающие экономический общественный порядок: 1) принципы государственного регулирования экономической деятельности; 2) нормы о возможных ограничениях основных экономических прав и свобод (статьи 55 и 56); 3) нормы о полномочиях федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере правового регулирования предпринимательства.
Конституционные принципы рыночной экономики можно классифицировать следующим образом.
1. конституционные принципы, являющиеся проявлениями общих принципов права: а) справедливость; б) соразмерность и пропорциональность в ограничении субъективных прав; в) юридическая безопасность; г) добросовестность и недопустимость злоупотребления субъективными правами.
Общие конституционные принципы рыночной экономики: а) верховенство закона; б) демократия; в) разделение властей; г) равенство перед законом и судом; д) социальная рыночная экономика.
3 Специфические конституционные принципы рыночной экономики: а) общедозволенность; б) свобода экономической деятельности; в) единство экономического пространства; г) свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов; стабильность гражданского оборота; правовая защищенность предпринимателей; д) признание и защита различных форм собственности поровну; е) неприкосновенность частной собственности; ж) поощрение конкуренции.
Конституционный принцип свободы экономической деятельности подкрепляется рядом норм, содержащихся в главе 2 Конституции РФ, в которой закреплены следующие права: 1) на выбор профессии или рода занятий (т.е. профессии) — свобода быть работодателем-предпринимателем или наемным работником (§ 37 Конституции); 2) свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (§ 27); 3) объединяться для совместной экономической деятельности (§ 1 ст. 34 Конституции); 4) иметь собственность (§ 38 Конституции). (4) владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом единолично или совместно с другими, свободу владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (разделы 34 и 35) и свободу торговли землей (раздел 36(2)) свободу заключения договоров (раздел 35(2)); (6) защиту от недобросовестной конкуренции (раздел 34(2)); (7) заниматься любой экономической деятельностью в соответствии с принципом "разрешено все, что не запрещено законом" (раздел 34(1)).
Конституционные положения защищают не только частные, но и общественные интересы. Это диктует необходимость включения в Конституцию РФ положений, определяющих пределы (границы) основных экономических прав.
5 Понятие и виды субъектов хозяйственного права
Субъектами экономического права являются носители экономических прав и обязанностей, которые имеют следующие характеристики
1) регистрация в установленном законом порядке;
2) наличие собственности как основы для предпринимательской деятельности
3) независимая имущественная ответственность.
Проводится различие между терминами "субъект предпринимательского права" и "субъект предпринимательской деятельности".
Субъект предпринимательского права — это лицо, которое в силу своих имманентных свойств участвует или может участвовать в предпринимательских правоотношениях, граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и организации и др. Долгое время они не могут вступить в предпринимательские (деловые) правоотношения с кем-либо. Субъекты предпринимательской деятельности всегда определены, они имеют обязанности и права в сфере предпринимательской деятельности.
Предпринимательский субъект — это лицо, чья деятельность направлена на получение дохода и чей правовой статус регулируется предпринимательским правом. Предприниматели являются членами органов управления, менеджерами хозяйствующих субъектов. Они непосредственно выполняют предпринимательские функции, используя экономические ресурсы для получения прибыли.
Различают виды субъектов предпринимательского права:
1) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица:
А) индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (часть I, статья 23 Гражданского кодекса);
Б) коммерческие и некоммерческие организации (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Гражданин вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации в этом качестве, а также создавать юридическое лицо самостоятельно с другими лицами.
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются также к отношениям, связанным:
— иностранные граждане и иностранные юридические лица;
— лица без гражданства, если иное не предусмотрено законом,
2) По происхождению имущества:
A) Общественные, учрежденные государством, субъектами Российской Федерации,
Б) частные, учрежденные частными гражданами и юридическими лицами (ст. 212 ГК РФ);
3) На основе экономических показателей:
4) по основной деятельности в сферах:
B) сельское хозяйство;
Прочие хозяйствующие субъекты:
1) филиалы, представительства и другие структурные подразделения коммерческих организаций,
2) производственно-торговые комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги, простые товарищества и другие неинкорпорированные объединения бизнеса)
1) товарные биржи и фондовые биржи;
2) инвестиционные фонды;
3) негосударственные пенсионные фонды,
5) Организации экономического самоуправления и другие объединения предпринимателей;
6) Органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Субъекты предпринимательского права:
1) Физические лица,
2) Юридические лица;
3) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Граждане как субъекты предпринимательского права. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица по достижении совершеннолетия, поскольку данный вид деятельности предполагает приобретение и осуществление гражданином субъективных прав, создание для себя юридических обязанностей и их самостоятельное исполнение своими действиями. Во-первых, необходимым правовым условием деятельности предпринимателя является его государственная регистрация.
Индивидуальный предприниматель — это трудоспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно и на свой риск и имущественную ответственность осуществляющий приносящую доход деятельность. Граждане могут иметь в собственности имущество, наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.
Юридические лица как субъекты хозяйственного права. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Характеристика юридического лица:
1 организационное единство;
2 государственная регистрация в установленном законом порядке;
3) наличие отдельного имущества;
4) способность от своего имени приобретать и осуществлять субъективные права и исполнять юридические обязанности;
5) способность выступать в суде в качестве истца и ответчика от своего имени.
Юридическое лицо имеет наименование, которое указывает на его организационно-правовую форму (гражданское партнерство, закрытое акционерное общество и т.д.). Наименования некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных предприятий и (в случаях, предусмотренных законом) иных коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса). Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, которое, если оно зарегистрировано в установленном порядке, принадлежит юридическому лицу на исключительном праве его использования. Государство (Российская Федерация), субъекты Российской Федерации, муниципалитеты как субъекты предпринимательского права. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономные округа, а также городские и сельские поселения и другие муниципальные образования выступают на равных началах с гражданскими и юридическими лицами в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
6 Легитимация предпринимательской деятельности
Легитимация предпринимательской деятельности происходит путем ее государственной регистрации. Легитимация регионов в настоящее время связана с конституциями краев и областей, которые, в соответствии со статьей 66 Конституции Российской Федерации, принимаются представительным органом субъекта Российской Федерации. Легитимация муниципальных образований происходит путем разработки собственных уставов, которые принимаются представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Легитимизация предпринимательства — это правовой процесс, предполагающий постепенное включение хозяйствующих субъектов в отношения экономического оборота. Легитимация предпринимательства реализует интегративную функцию права через институционализацию предпринимательских норм и ценностей, утвердительную легализацию и судебный контроль компенсационных споров.
(2) Следует различать два типа предпринимательской легитимности: частную и государственно-частную. Частно-государственная легитимация предпринимательства обосновывается идеологией невмешательства государства в рыночную экономику и базируется на принципах свободы частного предпринимательства, юридического равенства участников экономической деятельности и судебной защиты законных прав и интересов. В идеологию частно-государственной легитимации предпринимательства включена идея легитимного вмешательства государства в рыночную экономику. Частно-государственная законность основывается на принципах равенства различных форм собственности; свободы предпринимательства, ограниченной трудовым законодательством, антимонопольным законодательством и запретом недобросовестной конкуренции; равенства участников экономической деятельности, гарантированного защитой их законных прав и интересов в коммерческом и трудовом арбитраже.
3 Процесс легитимизации предпринимательства включает институционализацию правового статуса предпринимателей, закрепленного в понятиях правосубъектности, правового статуса, реализуемого через правоспособность и компетентность. Непоследовательность институционализации правового статуса индивидуального предпринимателя связана с отсутствием четкого разграничения прав и обязанностей граждан-предпринимателей и граждан — обычных субъектов гражданского права. Непоследовательность институционализации правового статуса коммерческой организации обусловлена непоследовательностью юридического определения юридического лица. Эти несоответствия можно устранить, уточнив понятия правоспособности и дееспособности предпринимателей как их правоспособности, а также правовой субъектности, характеризующейся видовыми, а не родовыми отличиями от других организаций.
(4) Следующим шагом в легитимации предпринимательства является легализация правового статуса субъектов предпринимательства, осуществляемая через механизмы государственной регистрации. Противоречие легализации правового статуса хозяйствующих субъектов возникает в результате раздвоения процесса формирования правосубъектности коммерческих организаций — регистрация хозяйствующих субъектов, осуществляемая соответствующими административными органами, отделена от ведения Государственного реестра по ним Государственной налоговой службой Российской Федерации. Для устранения этого противоречия необходимо, чтобы легализация статуса субъектов предпринимательской деятельности носила двухэтапный характер.
5 Эффективность легализации предпринимательства заключается в правовом порядке, при котором защита нарушенных прав и интересов осуществляется посредством судебного обжалования. Эффективность правового регулирования арбитражным судом хозяйственных споров в сфере предпринимательской деятельности
Эффективность правового регулирования рассмотрения хозяйственных споров арбитражным судом в сфере предпринимательской деятельности вытекает из необходимости расширения компетенции арбитражных судов, соответствующего уголовно-правового пресечения уклонения субъектов предпринимательской деятельности от уплаты долгов, правового регулирования судебного контроля за действиями судебного пристава-исполнителя.
(6) Досудебные и судебные альтернативные формы защиты прав и интересов предпринимателей являются неотъемлемым элементом легитимности предпринимательства, общими чертами которых являются: добровольность, альтернативность процедур и мер, гибкость процедур, основанных на принципе арбитража. В целях совершенствования переговорных процедур урегулирования споров и разногласий российскими предпринимателями представляется возможным разработать Типовые правила, регулирующие их поведение. Создание правовой базы для альтернативных форм защиты прав и интересов предпринимателей должно сопровождаться действиями юристов-практиков, ориентированных не на неизбежность судебного разбирательства, а на возможность достижения соглашения.
7 Государственное регулирование и контроль предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование — это совокупность мер законодательной, исполнительной и судебной власти и контрольных функций, осуществляемых на основе правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в экономической сфере подразделяется на:
1) Косвенные, представляющие собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости, профессиональное обучение; влияние на развитие инфраструктуры, предоставление информации и т.д;
2) Прямой. Это касается регулирования финансовой деятельности, охраны окружающей среды, санитарии, пожарной безопасности, весов и денежных единиц, качества продукции и сертификации продукции.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:
1) предотвращение экологических катастроф и решение экологических проблем, вызванных свободным выбором субъектов в сфере экономической деятельности;
2) противодействие криминализации экономических отношений
3) предотвращение экономических кризисов и социальных потрясений
4) контроль за использованием национальных ресурсов
5) социальное обеспечение наименее обеспеченных слоев населения.
Основные направления государственного регулирования рыночных отношений включают:
1) постановка целей для развития рынка. Государственное законодательство дает лишь общие ориентиры для развития, в то время как граждане могут свободно действовать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, разрешено. Запреты применяются к тем целям, которые по своей сути являются бесчеловечными и противоестественными;
2) Установление и гарантирование государственным законом всех форм собственности и их равенства. В обществе существует две формы управления — государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т.д.). Государственное управление в широком смысле — это управление делами общества через законодательную, исполнительную и судебную ветви власти; а в узком смысле — это деятельность исполнительной ветви власти.
Методы государственного регулирования делятся на:
1. административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действию), т.е. прямое регулирование;
2. экономическое (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т.е. косвенное регулирование;
3. морально-политические (убеждение, массовая информация).
Функции государственного управления:
1) прогнозирование. Прогнозирование бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным; оно является уставным, а не финансируемым;
2) планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное выполнение, ответственность за невыполнение) ;
3) подбор и расстановка персонала;
4) материально-техническая поддержка;
6) информационная поддержка;
7) оперативное управление недвижимостью;
8) нормативное регулирование;
9) регистрация и контроль.
Контроль осуществляется за соблюдением предпринимателями правил осуществления предпринимательской деятельности, который заключается в контроле за соблюдением предпринимателем в своей деятельности обязательных требований к товарам, работам и услугам.
При осуществлении контрольной деятельности должностные лица органов контроля проводят необходимые обследования, экспертизы, осуществляют проверки и принимают меры по результатам этих мероприятий.
Контроль за соблюдением правил ведения бизнеса является одной из мер государственного регулирования экономики и бизнеса.
Типы контроля следующие:
1) в зависимости от сферы контролируемой деятельности:
A) общий контроль;
B) специальный контроль;
2) в зависимости от стадии контроля и цели контроля:
3) в зависимости от того, кто осуществляет контроль, и характера полномочий контрольных органов, контроль за:
A) Президент Российской Федерации;
B) органы законодательной (представительной) власти;
C) органы исполнительной власти;
D) органы судебной власти;
7) банковский и страховой надзор;
9) государственные, осуществляемые администрациями морских и речных портов и службами инспекции гражданской авиации аэропортов в портовых зонах
10) государственные, осуществляемые в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;
14) Безопасность при использовании ядерной энергии;
15) защита государственной тайны;
16) санитарно-карантинный, фитосанитарный и ветеринарный контроль на пограничных переходах
17) предметы, объявленные опасными в соответствии с правилами, а также предметы особой важности и чувствительности
18. оперативно-розыскная деятельность, следствие, досудебное производство, правосудие, прокурорский надзор
19) государственный метрологический надзор.
При проведении проверки необходимо установить следующее
(1) порядок проведения контрольных мероприятий;
(2) Права торговцев и способы защиты их прав и законных интересов
(3) Обязанности контрольных органов и их должностных лиц при осуществлении контроля.
Одним из видов контроля является надзор (общий и административный), который отличается от контроля тем, что.
(1) надзор применяется к организационно не подчиненным объектам, в то время как контроль применяется к организационно подчиненным и иногда не подчиненным объектам;
2) дисциплинарные меры используются в случае контроля, в то время как административные меры используются в случае административного надзора;
3) органы контроля проверяют различные аспекты деятельности, а органы административного надзора — соблюдение конкретных положений.
8 Лицензирование бизнеса
Лицензирование — это комплекс мероприятий, связанных с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий, а также надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и лицензионных условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности. Лицензирование отдельных видов деятельности, как форма государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, осуществляющих тот или иной вид деятельности, а также устанавливает условия и требования к ее осуществлению. Лицензирование, с одной стороны, защищает права граждан от недобросовестных предпринимателей в случаях, когда данный вид деятельности требует выполнения своих условий, и, с другой стороны, не служит препятствием для развития предпринимательства, делая получение лицензии процедурно и финансово сложным. К лицензируемым видам деятельности относятся те, осуществление которых может причинить вред правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности приведен в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензированию подлежат следующие виды деятельности: разработка, производство, ремонт и испытания авиационной техники; разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля оружием и военной техникой; переработка нефти, газа и продуктов их переработки; фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с торговлей наркотическими средствами и психотропными веществами; космическая деятельность; медицинская деятельность и др. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется федеральными министерствами или федеральными агентствами на основании решений Правительства Российской Федерации, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензионные органы имеют следующие полномочия: выдавать лицензии; продлевать лицензионные документы; приостанавливать и возобновлять действие лицензий; аннулировать лицензии (если лицензиат не уплачивает лицензионный сбор в течение трех месяцев); вести реестр лицензий; контролировать соблюдение лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензионной деятельности. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу лицензии лицензирующий орган взимает лицензионный сбор в размере соответственно трехсот рублей и ста рублей. Срок действия лицензии должен быть не менее пяти лет. Однако срок действия лицензии после истечения срока ее действия может быть продлен по просьбе лицензиата. Положения о лицензировании определенных видов деятельности могут предусматривать, что лицензия действует бессрочно. 9.
9. саморегулирование предпринимательской деятельности
В России существует такая форма объединения бизнеса, как саморегулирование. Основным нормативным документом в этой области является Федеральный закон от 1 декабря 2007 года. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Саморегулирование понимается как самостоятельная и инициативная деятельность экономических субъектов. Эта деятельность включает в себя разработку и установление норм и правил, а также контроль за их соблюдением.
Предпринимательские структуры могут создать саморегулируемую организацию (СРО). Закон устанавливает общие требования к СРО:
СРО должна быть создана в форме некоммерческой организации;
- объединение в качестве членов СРО не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов, занимающихся профессиональной деятельностью определенного вида, если иное не предусмотрено федеральными нормативными актами;
- Стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для всех членов СРО;
- Обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности перед потребителями для каждого из своих членов.
По общему правилу, СРО вправе использовать следующие методы обеспечения имущественной ответственности членов перед потребителями:
Создание системы личного и/или коллективного страхования;
- Создание компенсационного фонда.
Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.
В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.
Однако в отношении ряда видов СРО федеральными законами установлены иные суммы.
Законом определены органы управления СРО:
— общее собрание членов СРО;
- постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО;
- исполнительный орган СРО.
В законе подробно расписана компетенция каждого органа.