Добровольная ликвидация ООО — это долгий и сложный процесс. Это занимает около четырех месяцев и может затянуться до года. Вам придется трижды подавать документы в налоговую инспекцию, дважды составлять бухгалтерский баланс и сделать одну публикацию в СМИ. Наши инструкции в порядке.
Принять решение о ликвидации
Проведите собрание участников ООО или подготовьте решение единственного учредителя, если вы открыли организацию в одиночку.
Зафиксируйте в протоколе собрания или решении учредителя, что вы:
- Принял решение о начале добровольной ликвидации ООО.
- Утверждает состав ликвидационной комиссии и ее председателя или назначает единственного ликвидатора.
- Утвердил процедуру и сроки ликвидации. Максимальный срок полномочий составляет один год.
Сообщить о ликвидации в налоговую
В течение трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации необходимо подать в налоговую инспекцию уведомление о регистрации:
- Уведомление по форме № R15016. Есть два варианта: а) подать уведомление на бумаге, б) воспользоваться услугой налоговой службы — потребуется электронная подпись. В обоих случаях уведомление должно быть заверено нотариусом.
- Протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации компании.
Непредставление документов в налоговые органы в течение трех дней может повлечь за собой штраф в размере 5 000 рублей.
Способ подачи документов:
- Лично
- Заказным письмом с описью вложения
- В электронном виде через веб-сайт Gosuslugi
- Через многофункциональный центр — но не все многофункциональные центры принимают эти документы, позвоните туда заранее.
В течение 5 рабочих дней налоговая инспекция выдаст вам свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что организация находится в процессе ликвидации. С этого момента вы не можете изменять учредительные документы или участвовать в качестве компании с ограниченной ответственностью в других организациях.
Уведомлять Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о ликвидации не нужно, налоговые органы делают это сами.
Рассказать о ликвидации в СМИ, опубликовать сведения на Федресурсе и сообщить контрагентам
- Опубликовать в "Вестнике государственной регистрации" объявление о ликвидации компании, процедуре и сроке предъявления требований кредиторами. Этот период не может быть менее двух месяцев. В течение этого периода любой человек, которому организация должна деньги, может потребовать их возврата. Вы можете опубликовать уведомление через Fedresource — см. следующий раздел.
- В течение трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации вы должны внести сведения в Единый федеральный реестр юридических лиц (Федресурс). Для этого необходимо войти на портал с электронной подписью, а также выставить счет и оплатить информацию. Другой способ — воспользоваться услугами нотариуса, используя его электронную подпись.
- Направьте письменные уведомления о ликвидации контрагентам, перед которыми у вас есть задолженность. Делайте их в свободной форме. Крайнего срока нет, но желательно сделать это сразу после публикации в СМИ. Лучший способ сделать это — отправить письмо по почте — с подписью и списком вложений. Это подтвердит, что вы уведомили своих кредиторов в письменной форме. Образец уведомления контрагентов.
Сообщить в службу занятости и сотрудникам об увольнении
- Уведомить всех сотрудников о предстоящем увольнении не менее чем за 2 месяца. Подготовьте письменное уведомление и передайте его сотрудникам на подпись. Основанием для увольнения является инициатива работодателя в связи с ликвидацией компании в соответствии со статьей 81.1 Трудового кодекса РФ.
Подготовить промежуточный ликвидационный баланс и сдать его в налоговую
Подготовить переходный ликвидационный баланс в течение не менее двух месяцев после публикации объявления о ликвидации в средствах массовой информации. Специальных требований нет, но на практике он составляется по тем же правилам, что и обычный баланс по форме № 1, а информация добавляется:
- о составе активов организации,
- о требованиях кредиторов и результатах их урегулирования,
- по искам, которые были урегулированы судом в окончательном решении.
Подготовка баланса требует понимания принципов бухгалтерского учета, поэтому, если у вас нет опыта в этой области, обратитесь за помощью к бухгалтеру.
Когда промежуточный баланс будет готов, утвердите его на собрании учредителей или решением единственного акционера об утверждении баланса.
Представьте ликвидационный баланс в налоговый орган вместе с уведомлением № P15016. Приложите документы с подтверждением публикации в Вестнике государственной регистрации и протокол собрания учредителей или решение единственного участника ООО об утверждении баланса. По закону они не нужны, но на практике налоговые органы могут спросить о них.
Рассчитаться по долгам
Оплачивайте долги в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом. Как только ликвидационный баланс будет утвержден, рассчитайтесь с долгами:
- Прежде всего, с гражданами, перед которыми ваша организация несет ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью,
- Во-вторых, выплатите своим сотрудникам зарплату и выходное пособие.
Через месяц после утверждения ликвидационного баланса выплатить третий и четвертый долги:
- в третьем раунде уплатить все налоги и страховые взносы, штрафы и пени,
- выплатить оставшиеся долги в четвертом раунде.
Если денег не хватает, ликвидационная комиссия продает имущество организации на аукционе. Если выручка от продажи имущества не покрывает долгов компании, необходимо инициировать процедуру банкротства. Для этого лучше всего обратиться к управляющему банкротством.
Составить окончательный ликвидационный баланс
После расчетов с сотрудниками, подрядчиками и государством подготовить и утвердить ликвидационный баланс. Он также составляется в соответствии с общими правилами составления бухгалтерского баланса и утверждается общим собранием учредителей или решением единственного участника ООО.
Отчитаться по налогам, уволенным сотрудникам и снять с учёта кассу
В течение одного месяца со дня утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую инспекцию для закрытия, сдайте в фонды отчеты об уволенных сотрудниках:
- СЗВ-СТАТ в ПФР на всех сотрудников, которые работали у вас в год ликвидации,
- СЗВВ-М, если в последний месяц ликвидации в обществе с ограниченной ответственностью работали сотрудники по трудовым и гражданско-правовым договорам,
- C-SWV-TD для кадровых событий, например, увольнение,
- 4-ФСС по страховым взносам в налоговые органы,
- 4-ФСС для Фонда социального страхования. Если вы ликвидируете ООО до окончания отчетного периода — отправьте отчет до подачи документов на ликвидацию. Сделайте отметку "Прекращение деятельности" на титульном листе.
Также подайте свои налоговые декларации — закон не устанавливает крайних сроков, но вы должны сделать это, прежде чем переходить к заключительному этапу.
- Возврат ЕСН
- 6-НДФЛ.
Сняться с учета в налоговой инспекции можно несколькими способами: подать заявление в инспекции, на портале ФНС или в личном кабинете оператора фискальных данных (ОФД). Закон не устанавливает крайнего срока подачи заявления.
Подать в налоговую документы на ликвидацию ООО
После утверждения ликвидационного баланса учредители могут разделить имущество компании между собой. И только в конце подайте документы на закрытие в налоговую инспекцию:
- .
- Ликвидационный баланс
- Квитанция об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей. Согласно изменениям, с 2019 года при представлении в регистрирующий орган электронных документов, необходимых для регистрации ликвидации юридического лица, государственная таможенная пошлина не уплачивается. Статья 333.35 Налогового кодекса РФ
Подайте документы одним из следующих способов
- Лично
- Заказным письмом с описью вложения
- В электронном виде через веб-сайт Gosuslugi
- Через многофункциональный центр — но не все многофункциональные центры принимают эти документы, позвоните им заранее.
Кто может помочь с документами
Существует сервис под названием Documentoved — это отличная помощь в подготовке документов для ликвидации ООО.
А что если не закрывать ООО?
Закрытие ООО является долгим и сложным, поэтому часто встречаются организации без сотрудников, доходов и сделок. Такие компании не платят налоги и взносы, но все равно должны подавать нулевые декларации.
Существуют заброшенные организации, которые не имеют движения по банковскому счету и не подают финансовые отчеты. Если такая ситуация сохраняется более 12 месяцев, у налоговых органов появляются основания для ликвидации ООО в одностороннем порядке без согласия учредителей. Однако это право, а не обязанность налогового органа, поэтому на практике такое случается редко. Чаще всего брошенная компания остается в Едином государственном реестре юридических лиц и штрафуется за непредставление отчетности.
Другим вариантом избавления от ООО является его продажа. Это проще, чем ликвидировать организацию, но имеет свои недостатки:
- Эта возможность должна быть предусмотрена уставом организации.
- Договор купли-продажи обязательно должен быть заверен у нотариуса — это стоит минимум 10 тысяч рублей, а максимум может достигать 150 тысяч.
Как закрыть ООО в Эльбе
Эльба" поможет вам подать декларацию по упрощенной системе налогообложения или единому налогу на вмененный доход с учетом даты ликвидации общества с ограниченной ответственностью.
В разделе "Подробности" прокрутите страницу до конца. Установите флажок "Я хочу подать отчет при закрытии ООО". Введите дату закрытия организации — в соответствии с карточкой государственной регистрации, которую вы получили в налоговой инспекции.
Затем в разделе "Текущие задачи" выполните задачи по составлению отчетов. Они будут сформированы с учетом даты, когда вы закрыли ООО.