В соответствии с последним Указом Президента РФ № 1108 от 18.07.2008 г. разрабатывается детальная концепция развития гражданского законодательства в России. Совет по конфискации при поддержке Исследовательского центра частного права осуществляет непосредственный надзор за разработкой концепции законопроекта. Законопроект в первую очередь касается положения юридических лиц. Указ президента допускает общественное обсуждение концепции, что предполагает публикацию действующей концепции и ее дальнейшее развитие в зависимости от мнения юристов, специалистов в данной области и заинтересованных граждан.
Как писал профессор права Николай Покровский в своем докладе "Человек и гражданин перед лицом гражданского права": "Всякий раз, когда подобная работа выносится на обсуждение, юридическая мысль оживляется. В настоящее время любой субъект, будь то гражданин или юридическое лицо, способен повлиять на принятую концепцию. В то же время она порождает множество споров и противоречий". Рассмотрим отдельную часть института юридических лиц, а именно вопрос о правовой субъектности религиозных организаций. Для начала необходимо определить, имеют ли такие ассоциации характер частной или государственной организации.
По мнению профессора Чиркина, религиозные объединения, согласно действующему законодательству, не должны и не могут быть юридическими лицами в публичном праве. Действительно, они имеют многие характеристики частных ассоциаций, поскольку создаются с целью обмена верой и ее распространения, и не выполняют никаких общественных функций, характерных для юридических лиц. Противоположная точка зрения заключается в том, чтобы признать религиозные объединения полноценными юридическими лицами, но выделить их в особый класс. "Вопрос о правах личности исторически впервые был поднят именно в этой области.
Борьба индивида за свои законные права и за нравственную свободу — это затем его гражданская и государственная позиция". Это слова из книги 1917 года. Через два года после публикации этой работы был принят закон "Об отделении государства и школы от церкви". Хотя этот закон запрещал любое местное законодательство в области религиозного права, которое могло бы каким-либо образом ограничить свободу совести гражданина, принятие этого постановления стало началом отказа от частноправового регулирования религиозных вопросов и затруднило определение правосубъектности религиозных общин. Частное право регулирует отношения между частными лицами только в соответствии с их интересами, при этом речь идет о диспозитивном методе регулирования.
Постановление сохраняет положение о том, что религиозно-церковное общество подчиняется тем же правилам и директивам, что и частное гражданское общество. Однако он не предусматривает право собственности на частную собственность и не определяет права юридического лица. Тем не менее, деятельность религиозных объединений была разрешена только после государственной регистрации. В то же время юридическая практика признавала права юридических лиц, включая права религиозных групп, а также фактическое существование юридических лиц, поскольку любая другая позиция противоречила бы принципам советского суда.
Таким образом, религиозные объединения были лишены права собственности, а затем и права юридического лица, в то время как советские власти могли полностью регулировать все, что происходило в церковных объединениях. Этот приказ усилил вмешательство государства в частную жизнь граждан. Имущество, так или иначе используемое религиозными объединениями, также считалось полностью государственной собственностью. Споры, связанные с этой собственностью, решались на уровне исполкомов, а не гражданских судов. Это было связано с тем, что цели религиозных групп, по мнению чиновников того времени, были несовместимы с государственными целями. Государство оставляло за собой право контролировать любую организацию или группу, вплоть до ее ликвидации как государственного образования.
Ситуация несколько изменилась после принятия Ассамблеей ООН резолюции о правах человека. Декларация провозгласила свободу мысли, совести и религии человека. Это право означает возможность исповедовать любую религию, единолично или совместно с другими гражданами. Каждый человек также имеет право создавать мирные сообщества и ассоциации.