Прежде чем совершить покупку в конкретном интернет-магазине, покупатель должен сначала убедиться, что этот магазин действительно существует.
Всегда важно обращать внимание на качество оформления сайта и даты размещения постов. Страницы, которые находятся "на реконструкции", и контент, размещенный в большом количестве в последнее время, должны вызвать у вас подозрения.
В описании организации или индивидуального предпринимателя, от имени которого осуществляется деятельность, необходимо указать его регистрационные данные — для юридических лиц — GDPR, ИНН, для ИП — GDPR, ИНН.
Даже если у организации нет офиса, а продажи осуществляются путем прямых продаж со склада, необходимо знать адрес его местонахождения и проверить, существует ли такой объект на самом деле.
Основные правовые положения, регулирующие все эти процессы, содержатся в двух документах:
- Правила дистанционной торговли (Постановление Правительства РФ № 612 от 27.09.2007).
- Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (от 07.02.1992, № 2300-1).
Покупатель имеет право знать (а продавец обязан предоставить ему) при покупке через Интернет следующую информацию: основные потребительские свойства товара; фактический адрес продавца; место производства товара; полное наименование производителя; какова фактическая стоимость товара на момент заключения договора с продавцом; иные условия покупки: способ и стоимость доставки; срок годности товара; условия возврата и обмена; гарантийный срок; порядок оптовой продажи товара; порядок приобретения товара; дата доставки товара покупателю.
Покупатель может отказаться от товара в любое время до его доставки. Если продавец по какой-либо причине отказывается отпустить товар, покупатель имеет полное право отказаться от покупки и при этом потребовать возмещения убытков.
После того, как товар доставлен покупателю (последний фактически получил свою покупку на руки), он имеет право отказаться от покупки и выполнить свои обязательства по договору с продавцом в течение одной недели. Это при условии, что покупатель получил всю информацию о товаре и условиях возврата в письменном виде в момент выдачи товара.
Если эта информация не была предоставлена в письменном виде (т.е. условия обмена-возврата не были четко указаны в документе), потребитель имеет право отказаться от своей покупки в течение 3 месяцев со дня доставки. Отсчет начинается с момента фактического получения потребителем покупки (задержка по вине курьерской компании не является виной потребителя).
Вернуть товар достаточного качества, который уже получен от продавца, можно при 2 условиях: у покупателя сохранился товарный вид и характеристики этого товара; у покупателя сохранился документ, подтверждающий факт и условия его покупки.
Доказать факт покупки товара у конкретного продавца можно с помощью электронной переписки с продавцом, текстовых сообщений, отправленных продавцом покупателю, когда его покупка поступила в пункт сбора, и т.д.
Покупатель не имеет законного права отказаться от качественного товара, если он обладает такими индивидуальными характеристиками, которые делают его пригодным для использования только данным конкретным покупателем.
Если продавец каким-либо образом нарушает условия договора (товар ненадлежащего качества, неправильного количества, конфигурации и т.д.), покупатель должен сообщить ему об этом не позднее чем через 20 дней после поставки товара.
Если покупатель отказывается от товара на условиях, описанных выше, продавец обязан вернуть ему сумму, полученную за данный товар. Единственным исключением является стоимость доставки возвращаемого товара от покупателя к продавцу. Продавец обязан вернуть покупателю деньги не позднее 10 дней после того, как потребитель заявил о своих правах.
Пожалуй, самая неприятная ситуация, которая может возникнуть при покупке товаров через Интернет, заключается в том, что покупатель, полностью или частично оплативший товар, в конечном итоге не получает его.
Если дата поставки товара прямо не указана, и на основании договора с продавцом эта дата также не очевидна, товар должен быть поставлен продавцом в разумный срок — фактически это означает, что товар должен быть отправлен покупателю сразу же после подтверждения заказа и соответственно доставлен в течение времени, зависящего от расстояния доставки.
Однако продавец должен исполнить обязательство по поставке неисполненного товара в разумный срок в течение 7 дней с момента предъявления покупателем требования об исполнении.
Если покупатель по-прежнему не поставляет товар, даже после предъявления требования о поставке товара (независимо от того, был ли установлен срок), покупатель имеет право потребовать возврата аванса за непоставленный продавцом товар или полной суммы платежа, если товар был приобретен с полной предоплатой.
Если продавец не выполнит это требование, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о возврате уплаченных по договору денег.
Следующая ситуация также связана с отказом продавца от поставки товара: покупатель оплачивает товар, а продавец сообщает покупателю, что не получил оплату. В данном случае речь идет не только о недобросовестности со стороны продавца, но и о сбое в работе платежных систем. Если возможно, сделайте скриншоты всех этапов оплаты и того, когда онлайн-продавец уведомил покупателя о том, что его заказ принят.
Способ оплаты важен для доказательства факта оплаты в суде — самым ненадежным способом является оплата на банковскую карту физического лица, которое может быть формально не связано с продавцом. Поэтому, оплачивая товары в Интернете, выбирайте те сайты, которые предлагают оплату через платежные системы или через выставление счетов.