Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральный закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями от 29 июня и 27 июля 2010 года) устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан.
С чем гражданин может подать предложение?
Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, развитию общественных отношений и улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
обращение — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц
жалоба — заявление гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Требования для подачи апелляции
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в государственный орган, в компетенцию которого входит решение вопросов, являющихся предметом обращения.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней со дня поступления в государственный орган.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию соответствующего государственного органа, направляется в течение семи дней со дня регистрации в компетентный орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит ответ на поставленные в обращении вопросы, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о повторном рассмотрении обращения.
Гражданин в своем письменном обращении должен указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который он обращается с письменным обращением, либо полное наименование компетентного должностного лица или должность компетентного лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения и изложить существо просьбы, заявления или жалобы, поставить свою подпись и дату.
Рекомендуется указать контактные телефоны на случай, если с гражданином необходимо связаться в процессе рассмотрения его обращения.
Включить доказательства
Для того чтобы ваше прошение было рассмотрено в полном объеме, лучше всего приложить документы, подтверждающие обстоятельства, описанные в вашем прошении. Отсутствие таких документов усложняет рассмотрение апелляции, а в случае спорного правоотношения каждая сторона должна доказать свою позицию на основе проверенных фактов и аргументов. Такими документами могут быть: договоры, счета, жалобы потребителей и ответы на них и т.д.
Сроки рассмотрения вашей апелляции
Срок рассмотрения обращений граждан составляет 30 дней со дня подачи. В исключительных случаях срок рассмотрения апелляции может быть продлен не более чем на 30 дней. Гражданин должен быть проинформирован в письменной форме о любом продлении срока рассмотрения апелляции.
Гражданин получает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Если ответ не предоставлен
Если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается.
Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии и о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение направляется в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ не дается. Гражданину, подавшему запрос, сообщается, если его имя и адрес поддаются прочтению.
Прекращение переписки
Если гражданин неоднократно обращался в государственный орган и в письменном обращении содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления вправе принять решение о безосновательности последующего обращения и прекратить переписку с гражданином по данному вопросу. Гражданин, направивший обращение, уведомляется об этом решении.
Обжалование решения органа государственной власти
Гражданин имеет право обжаловать решение, принятое по жалобе, или действие (бездействие) в связи с рассмотрением жалобы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.