Ребенок впервые идет в школу. Это важное событие не только в их жизни, но и в жизни их родителей, учителей и школы. Как подготовить ребенка к новой жизни и как организовать его обучение так, чтобы он получал удовольствие и хотел ходить в школу каждое утро? Давайте обсудим вопросы, которые чаще всего задают родители.
Вопрос 1: Каков возраст начала обучения ребенка в первом классе?
Согласно статье 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в первый класс могут быть приняты лица, достигшие возраста 6 лет на 1 сентября соответствующего учебного года. По заявлению одного из законных представителей ребенка допускается прием в первый класс лица, которому 1-30 сентября данного учебного года исполнится шесть лет.
Вопрос 2: Какие документы необходимы для зачисления ребенка в первый класс?
Для приема ребенка в первый класс общеобразовательной средней школы в период со 2 июня по 28 августа законные представители подают следующие документы
— заявление на имя директора общеобразовательной средней школы
— Медицинская справка, подтверждающая состояние здоровья ребенка
— свидетельство о рождении ребенка.
Вопрос 3: Является ли законным для школ тестирование детей, поступающих в первый класс?
В учреждения общего среднего образования дети принимаются без вступительных экзаменов.
Вопрос 4: Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?
Вопрос 5. Являются ли первые классы филиалами школы или группами дошкольного учреждения?
Первые классы — это классы общеобразовательной средней школы. На основании решений местных исполнительных и распорядительных органов они могут располагаться либо в школе, либо в детском саду.
Если первые классы размещаются в школе, то создаются все необходимые условия для организации учебного процесса шестилетних детей, включая сон, питание, физические упражнения и так далее.
Если классы первых классов расположены в детских садах, то учебным процессом в течение первой половины дня руководит школьный учитель, а в остальное время с учениками работает педагогический коллектив детского сада. В этом случае ученики первого класса являются частью команды детей детского сада. Их распорядок дня является частью общего расписания детского сада.
Во время школьных каникул, включая каникулы в течение учебного года и летние каникулы, ученики первого класса могут посещать детский сад на постоянной основе.
Вопрос 6: Чем отличается организация обучения в первых классах от остальной части начальной школы?
Академическая неделя длится пять дней.
Чтобы обеспечить плавный переход из детского сада в школу, учебный план первого класса включает программу "Введение в школу" в сентябре. В этот период не проводятся уроки математики, чтения и письма. Учитель проводит экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей вести себя в группе, проверяет готовность каждого к школе, помогает ученикам усвоить правила и формы поведения в школе, понять содержание задаваемых учителем вопросов и организовать деятельность.
С октября начинаются занятия по всем предметам, предусмотренным учебным планом.
Для студентов первого курса организация учебного процесса упорядочена:
— Занятия проводятся только в первую смену;
— Как правило, для хранения верхней одежды и сменной обуви выделяется специальное помещение;
— Каждому ученику предоставляется удобное рабочее место за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием слуха и зрения;
— учебники и учебные пособия должны храниться в школе;
— максимальный размер класса — 20 студентов;
— одна неделя дополнительного отпуска предоставляется в середине третьей и самой длинной четверти;
— продолжительность урока — 35 минут, с двумя перерывами по 1,5-2 минуты каждый;
— Продолжительность перерывов между уроками должна составлять не менее 10 минут, а после второго или третьего урока должен следовать перерыв (физкультура на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут;
— Студенты не получают домашних заданий.
Вопрос 7: Как оцениваются результаты обучения первоклассников?
В классе шестилеток исключена система баллов. Также отсутствует символика, заменяющая числовой знак (звезды, солнца, цветы и т.д.). Допускаются только устные оценки. Не разрешается говорить: "он не старался", "он не думал", "он не прав", лучше пусть учителя в школе и родители дома говорят: "давайте послушаем других", "вот твое мнение", "вот что ты думаешь" и т.д.
Оценивать следует не темп работы студента, а личностные качества студентов, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темпа деятельности и т.д.).
В первый год обучения тесты не проводятся. Итоговые тесты проводятся в конце учебного года. Запрещается проверять технику чтения "на скорость" с помощью секундомера. Техника чтения учащихся проверяется классным руководителем с учетом индивидуальных особенностей и скорости чтения каждого ученика.
Вопрос 8: Как я могу помочь своему ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?
Успешность обучения шестилетнего ребенка в школе во многом определяется его готовностью к школе и, прежде всего, отношением родителей и учителя к новому виду деятельности в жизни ребенка.
Прежде всего, важно, чтобы ребенок ходил в школу физически крепким и здоровым.
Для того чтобы дети школьного возраста успешно учились, необходимо учитывать особенности их адаптации к школьной жизни.
Первый год обучения в школе очень труден для ребенка: он меняет свой образ жизни и привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Адаптация более неблагоприятна для детей с проблемами физического и психического здоровья.
Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может происходить по-разному. Большая часть детей (около 50-60%) привыкает к нему в течение 2-3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к обществу, лучше узнает одноклассников и заводит друзей. У таких детей хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу и способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Остальным детям (около 30%) требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой школьной жизни. Они могут предпочитать играть и учиться до конца первого полугодия, не сразу подчиняются требованиям учителя и часто применяют неподобающие способы общения со сверстниками (дерутся, ведут себя агрессивно, плачут, жалуются). Эти дети также с трудом осваивают школьную программу.
Наконец, в каждом классе есть около 14% детей, которые испытывают значительные трудности в обучении, а также болезненные и длительные (до года) трудности адаптации. Для этих детей характерны постоянные негативные эмоции, нежелание учиться и посещать школу. Часто именно эти дети, не желающие дружить или сотрудничать, вызывают новую реакцию протеста: ведут себя вызывающе, срывают занятия и т.д.
Первые четыре недели в школе являются самыми стрессовыми для всех детей. Внимание и поддержка родителей и учителей в это время очень важны, необходимо сохранять спокойствие, выдержку, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам и стараться помочь им наладить отношения со сверстниками. Если учителя и родители не учитывают трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву и психическим расстройствам у ребенка. Помните.
Вопрос 9: Что я должен делать со своим ребенком, чтобы он был готов к школе?
Во-первых, важно помнить, что готовность к школе — это сложный комплекс специфических психофизиологических состояний, навыков и состояния здоровья ребенка. Эта готовность не может быть искусственно навязана. Однако необходимо и возможно помочь ребенку подготовиться к жизни в школе.
В настоящее время 92% пятилетних детей готовятся к школьной жизни в дошкольных учреждениях. Их деятельность в дошкольном учреждении регулируется государственной программой "Пралеска". Те, кто не посещает детский сад, должны пройти такую подготовку, чтобы иметь равные возможности для начала, используя различные формы организации работы в детском саду и школе.
Важно помнить, что детям, не посещавшим детский сад, может быть трудно принять тот факт, что они не самые главные, не единственные, а такие же, как и все остальные дети в школе. Он должен сидеть в классе и не мешать другим, он должен соблюдать общую дисциплину, он должен постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами своих учителей и одноклассников. Он должен постараться организовать его общение со сверстниками еще до школы.
Первоклассники должны заботиться о себе сами. Поэтому особое внимание следует уделять навыкам самообслуживания. Важно, чтобы к началу обучения в школе ребенок обладал определенной степенью самостоятельности: он должен уметь завязывать шнурки, пуговицы, складывать школьную сумку, содержать в порядке свою комнату, прогулочную зону, игрушки, одежду, обувь. Детей нельзя заставлять делать это, от них нельзя отказываться. Не следует нарушать одно важное правило воспитания: не делайте за детей то, что они могут сделать сами. Это очень важная часть готовности к школе.
Важно, чтобы ребенок развивал свою силу воли. Для этого его нужно научить доводить до конца каждое начатое дело. Прежде всего, важно заботиться о его или ее здоровье. Плавание, ходьба и езда на велосипеде — это занятия, которые способствуют успешному началу школьной жизни в будущем.
Самый важный способ развития (связанный с речью, вниманием, общением, памятью, воображением и многим другим) — это читать ребенку книги. Читайте книги своим детям. В этом возрасте хорошо читать маленьким детям волшебные сказки разных народов. Чтение не должно быть заменено телевидением. Родители должны всегда помнить об этом. Читайте (или рассказывайте) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте любую деятельность, которая заставляет работать воображение, фантазию, независимую смекалку: рисование, лепку, конструирование.
Вопрос 10: Нужно ли вашему ребенку уметь читать, писать и считать до школы?
Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка читать, писать и считать. Важно помнить, что пятилетний ребенок еще не может серьезно учиться, и совершенно недопустимо, чтобы такие "уроки" сопровождались руганью, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок вначале действительно хорошо учится, но постепенно "домашний запас" истощается, учиться становится все труднее и труднее. Он не умеет быть внимательным на протяжении всей школьной сессии, не радуется собственным успехам, ходит в школу без удовольствия.
Лучше ли вообще не готовить ребенка к школе? Когда придет время, научится ли он там всему? Педагоги и психологи считают, что необходимо готовиться. Но без принуждения и наказания. Сегодня многие дети умеют читать, писать и заниматься арифметикой уже в дошкольном возрасте. Если ребенок учится этим хитроумным трюкам с интересом и в игровой манере, не нужно ему мешать. Однако, если ваш ребенок решительно отказывается это делать, не заставляйте его, так как это может надолго отбить желание учиться.
Обучение чтению, письму и арифметике является основной задачей начальной школы. Учитель сделает это более компетентно и профессионально, чем родители. Хотя дошкольник должен считать до десяти, так как это входит в программу дошкольного обучения.
Конечно, у ребенка, которого родители обучают до школы, не будет серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы научите своего ребенка читать, вы облегчите ему учебу в будущем. Самое главное — не заставлять ребенка, а учить его читать с помощью различных развивающих игр и занятий.
При обучении детей письму учитель часто сталкивается с проблемой неразвитости мелких мышц руки. Для развития руки рекомендуется рисование, раскрашивание, точки и штрихи, рисование по образцу, обведение шаблонов, создание форм с помощью формочек, лепка из пластилина. Чем тверже и увереннее рука ребенка, тем легче ему будет писать буквы.
Вопрос 11: Где можно приобрести учебники и какие еще школьные принадлежности необходимы первокласснику?
Все первоклассники получают учебники в школе.
Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса обычно вывешивается в школах.
Первокласснику необходимо:
— набор ручек;
— маркеры и карандаши;
— ластик;
— точилка;
— обложки для тетрадей и книг;
— пенал;
— правитель;
— Краски (акварель или гуашь);
— этюдник;
— набор кисточек.
Вопрос 12: Нужна ли первоклассникам школьная форма?
Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а о деловом костюме: строгом, аккуратном, удобном, красивом, таком, чтобы он нравился тому, кто его носит. Родителям следует поинтересоваться, какую деловую одежду должны носить учащиеся в данной школе. После уроков, если ученик остается в группе продленного дня, ему следует подготовить одежду, чтобы он мог переодеться.
Вопрос 13: Стоит ли выбирать школу с хорошей репутацией или искать хорошего учителя?
Это, пожалуй, самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в первую очередь учителя начальной школы, которые будут использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, обратимся к ним.
Коллеги, по содержанию вопросов видно, как волнуются родители, передавая вам своих первоклассников. Ответ на этот вопрос таков: ищите хорошего, доброго, терпеливого учителя, который любит детей и свою работу." Все зависит от вас: и готовность ваших учеников каждый день "бежать" к вам в школу, ожидая встречи со своим, самым добрым учителем, и изучение нового материала на уроках, и хорошее настроение родителей, и спокойная атмосфера в семье, и горящие глаза ваших учеников, которые впервые переступили порог школы с большой надеждой и верой в то, что там ждет, прежде всего, вы, их первый учитель.
Совет родителям:
Поддержите стремление вашего ребенка стать учеником. Ваш искренний интерес к его школьной работе и заботам, а также серьезный подход к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику вновь утвердиться в важности своего нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он столкнется в школе. Объясните их необходимость и назначение.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Это нормально, что на изучение разных вещей требуется время. Ваш ребенок имеет право на ошибки.
Составьте вместе с вашим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
Не упускайте из виду трудности, которые могут возникнуть на начальном этапе приобретения навыков. Например, если у вашего первоклассника проблемы с речью, постарайтесь решить их в первый год обучения.
Поддержите своего первоклассника в его стремлении к успеху. Обязательно найдите в каждой работе то, за что можно похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка могут значительно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас беспокоит поведение и успеваемость вашего ребенка, не стесняйтесь обратиться за советом и рекомендациями к учителю или школьному психологу.
Когда ваш ребенок поступает в школу, в его жизни появляется кто-то более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение вашего первоклассника о его или ее учителе.
Обучение — это нелегкая и ответственная работа. Поход в школу существенно меняет жизнь ребенка, но это не должно лишать его разнообразия, радости и веселья. У вашего первоклассника должно быть много времени для веселых занятий.
Вы знаете своего ребенка как никто другой, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. Тогда школа станет радостью и для ребенка, и для родителей.
1 сентября устройте своему ребенку настоящий праздник — прогулку в парке, поездку на природу, посещение кино или театра. И позаботьтесь о том, чтобы он или она получили цветы. Также не должно быть недостатка в торте или пироге. И обязательно угостите своего ребенка мороженым. Праздник! Даже если ваш ребенок ходит не в первый, а во второй или четвертый класс. Один раз в год — школьные каникулы. Это так круто — "Первый раз в первый класс!