Причины остановки автомобиля и дальнейшей проверки документов сотрудниками ГИБДД в 2022 году достаточно четко прописаны в административном регламенте Постановления № 664, однако и сейчас эти причины вызывают споры не только среди водителей и автоинспекторов, но и вплоть до Верховного суда. Вопрос заключается в определенной непоследовательности в официальной интерпретации правил. И в этой статье мы рассмотрим, как это работает на практике сегодня, и как должно быть по закону, что бывает с водителем за отказ предоставить документы, какие из них ГИБДД имеет право проверить и все тонкости этого вопроса.
Остановка машины и проверка документов – в чём же сложность сегодня?
Постановление №664 вступило в силу пять лет назад, установив новый порядок и правила поведения сотрудников STSI на дороге в виде Административного регламента. Он заменил устаревшее Постановление 185. В него были внесены многочисленные поправки и изменения. Но в целом, он установил новую единую процедуру в двух вопросах, важных для нас в этой статье:
- изъятие транспортного средства, включая обоснование его законности,
- и контроля документов с собственным обоснованием законности процедуры.
И если в старом административном регламенте были отдельные основания для остановки и отдельные основания для проверки документов, то в новой процедуре второе является основанием для первого.
Грубо говоря, основная сложность нашего вопроса заключается в том, что законной причиной остановки транспортного средства инспектором ГИБДД вне стационарного поста является проверка документов. Но и для последнего необходимы его собственные помещения.
Ниже мы подробно рассмотрим эти процедуры. А пока давайте расставим все точки и узнаем, что вас ждет в 2022 году.
Меня остановили для проверки документов – как это работает на практике сейчас?
Все очень просто. В подавляющем большинстве случаев сотрудник ГИБДД не будет церемониться с вашими требованиями назвать причину остановки, а затем проверить документы и доставить вас "на место" с дальнейшей перспективой провести до 15 суток в административном аресте.
Вы будете обжаловать его действия. И, скорее всего, безуспешно. Но не во всех случаях.
Но на самом деле это работает как пример диалога следующим образом:
— Инспектор такой-то и такой-то, покажите мне ваши документы!
— Назовите причину остановки моего автомобиля.
— Проверка документов.
— А причина этой проверки?
— Операция "Подвези меня олень".
— Пожалуйста, покажите мне документацию для этой операции!
— Документация находится в стационарном помещении по этому адресу. Передайте документы для проверки, а затем вы можете отправиться на эту станцию и проверить законность операции.
Вот и все! Действительно, полицейский в 2022 году имеет две универсальные базы:
- проводятся специальные мероприятия,
- на ваш автомобиль или на вас как водителя.
В принципе, они дают вам полную свободу действий в отношении законности претензий инспектора. Однако, согласно статье 5(7) Закона о полиции, сотрудник полиции все равно обязан проинформировать водителя о документах таких ориентировок или мероприятий. Однако инспекторы в подавляющем большинстве считают, что ознакомление не означает предъявление их по первому требованию водителя на остановочном пункте. По их мнению, это означает "не утруждать себя" ознакомлением. Только это не одно и то же, в нашем понимании. Но кому станет легче, если суды примут позицию сотрудника ГИБДД!
Но, тем не менее, давайте исчерпывающе поговорим о законности всего этого.
Какие законные основания для остановки автомобиля в 2022 году?
Всего существует 14 законных оснований для задержания. Они перечислены в пункте 84 Административного регламента. Таким образом, инспектор дорожной полиции может остановить вас в вашем автомобиле
- обнаружил ли он своими глазами или приборами следы каких-либо нарушений правил дорожного движения,
- есть ли предупреждение водителя, пассажиров (как он их видит, стоя на дороге. ) или автомобиля об их причастности к правонарушению или преступлению,
- если есть признаки того, что автомобиль находится в розыске или используется после угона или кражи,
- если люди в машине являются свидетелями чего-либо, и сотруднику дорожной полиции необходимо их допросить
- если дорожный полицейский хочет, чтобы вы были свидетелем,
- если сотруднику полиции необходимо использовать ваш автомобиль в законных целях,
- ограничивать движение автомобилей в потоке (в этом случае он/она действует как инспектор дорожного движения)
- перекрытие движения для специальных колонн других транспортных средств (например, мотоциклов),
- для проезда машин скорой помощи, пожарных или полиции в зону чрезвычайной ситуации,
- если водителю или пассажирам необходимо оказать помощь другим участникам
- в особых усилиях по снижению аварийности,
- если на дороге произошло что-то, что может угрожать безопасности дорожного движения
- проверки личности транспортного средства или груза и водителя
- проверка паспортов водителей или пассажиров, но только если данные лица могут быть причастны к преступлению, если они разыскиваются полицией, если было совершено административное правонарушение или если лицо было задержано.
Следует помнить, что это земли, регулируемые постановлением. Само право офицера (наряду с правом на проверку документов) дано в подразделе 20(1) раздела 13 Закона о полиции.
Так, жирным шрифтом в этом списке оснований для остановки автомобиля выделен контроль документов. Итак, мы понимаем, сотрудник ГАИ имеет право остановить любой автомобиль, только вот хочет ли он проверить законность использования этого автомобиля конкретным водителем? Вовсе нет! Ведь для проверки документов уже нужны собственные причины.
А какие причины для проверки документов?
Перейдем к пункту 106 Положения, введенного Приказом № 664. Здесь, к счастью, причин гораздо меньше.
Законные основания для проверки документов инспекторами следующие:
- офицер увидел признаки нарушения правил дорожного движения или других законов (более того, он может только предполагать такое нарушение, но не безосновательно),
- аналогично вышеописанному, идентификация водителя, пассажиров или самого транспортного средства,
- специальные меры по ограничению аварии и/или ее последствий,
- А также при наличии оснований для задержания из пунктов 84.1-84.3 и пункта 84.11 Правил (в заявлении о причинах задержания, приведенном выше, это пункты 1-3 и 11).
Так правомерна ли остановка для проверки документов сейчас по новому Приказу?
Итак, что мы имеем в конце? Из всего этого можно сделать два важных вывода:
- Во-первых, сотрудник ГИБДД может останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов,
- Во-вторых, должна быть причина для проверки документов.
По сути, законность остановки автомобиля зависит от законности проверки документов офицером. Если инспектор не обнаружил ни признаков нарушений (когда ваш автомобиль был в движении до остановки), ни предупреждения, ни специальных мер в отношении вашего автомобиля (или документов от начальника ГИБДД о них), то проверка документов незаконна. Поскольку права проверять их не было, то и остановка машины была незаконной.
Важное решение Верховного суда РФ
Одной из самых ярких и сильных попыток понять несоответствие взаимосвязи пунктов 84.13 и 106 Административного регламента стало обращение одного из водителей в суд с требованием признать эти пункты противоречащими друг другу. Поступая таким образом, водитель, предположительно, исходил из того (что прямо не указано в решении Верховного суда), что право на остановку транспортного средства не может быть соотнесено с правом на проверку документов. Точнее, в момент остановки у полицейского может не быть никаких оснований для проверки документов (например, есть информационные листы о пассажирах, но пока полицейский не остановит машину, он не сможет увидеть внутри машины — особенно тонированной — людей, похожих на тех, кто указан в информационном листе).
Речь идет об оспаривании законности пункта 84.13 правил. И дело дошло до Верховного суда России. Который, однако, не нашел противоречий ни с разделом 106 указанного постановления, ни с Конституцией, заявив буквально следующее.
Довод административного истца о том, что оспариваемый пункт противоречит пункту 106 Административного регламента, не имеет правового значения, поскольку оба положения являются различными частями одного правового акта и имеют равную юридическую силу.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет. В действующем административном регламенте вы не найдете ограничений в зависимости от места проверки документов. И это касается, в частности, оснований и причин для этой процедуры.
Единственное отличие в способе общения с дорожной полицией содержится в пункте 48 регламента. Здесь, после остановки автомобиля, инспектор имеет возможность подойти не со стороны водителя (как положено в исключительных случаях), а со стороны пассажира в ряде случаев
- если он представляет угрозу безопасности для полицейского (например, его могут сбить другие автомобили на автостраде),
- если дорога грязная со стороны водителя,
- и другие причины.
То есть разница в условиях шоссе/город может быть только в обязанности инспектора подойти к водителю — какая сторона может это сделать.
Что грозит водителю за отказ предоставить документы?
Содержание под стражей на срок до 15 дней как наиболее суровое наказание.
Это регулируется ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Но здесь есть и другие наказания. Всего их три:
- Штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей,
- Административный арест на срок до 15 суток
- Принудительный труд на срок от 40 до 120 часов.
На практике вас могут забрать прямо с дороги в участок за отказ предъявить документы и вызвать на доставку. Это незаконно, если у вас при себе есть паспорт (хотя в действительности водительское удостоверение считается достаточным для записи). А затем они направляют вас в суд для оформления ордера на ваш арест (сама полиция не уполномочена рассматривать дела по 19.3 CLA, как и все дела, в которых водителю грозит арест).
А если не остановиться по требованию ДПС?
В этом случае статья 19.3 также может быть применена на практике. Однако в данном случае это незаконно.
Дело в том, что в действующем Кодексе есть специальная норма об ответственности за это — это пункт 2 статьи 12.25, который предусматривает штраф от 500 до 800 рублей.
А что будет сотруднику ГИБДД за неправомерную остановку?
В основном ничего — вернулись к тренировкам. Потому что в этом вопросе суды часто встают на сторону полиции, полагая, надо полагать, что водитель принципиально отказался отдать документы и ехать дальше.
Что касается оформления документов, то для инспектора возможны три последствия.
- Штраф в размере 20 000 рублей за незаконное ограничение права гражданина на передвижение по статье 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Уголовное наказание за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ.
- А также дисциплинарные меры со стороны руководства, включая устный выговор, замечание и вплоть до увольнения сотрудника ГИБДД.
Какие документы нужно предъявлять? Полный перечень
Поскольку в данном случае речь идет об обязанностях водителя, то здесь все просто — вступает в силу раздел 2.1.1 Правил дорожного движения. В стандартных случаях необходимо предъявить 3 документа:
- водительское удостоверение,
- регистрационное удостоверение,
- и полис ответственности перед третьими лицами.
Обратите внимание, что вы также должны иметь при себе эти три документа (или файла). Однако в случае, если у вас их нет, это не образует объективной стороны правонарушения по статье 19 § 4 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающей задержание, поскольку вы не отказываетесь выполнить требование сотрудника ГИБДД. Будет более подробная норма со штрафом и конфискацией при отсутствии ГТС по статье 12.3 Кодекса.
Как правильно их передавать для проверки?
И снова обратимся к разделу 2.1.1 ПДД. Здесь четко указано, что вы обязаны передать свои документы для проверки инспектору дорожной полиции. Это вручение, а не представление, не демонстрация.
Имейте в виду, что пункт 53 правил предписывает принимать документы от водителей без каких-либо "железных аргументов".
В каких случаях ГИБДД могут требовать паспорт?
Мы перечислили такие случаи выше в обосновании задержания. Согласно пункту 84.14 Административного регламента, сотрудник имеет право потребовать предъявить паспорт для проверки в следующих ситуациях:
- если есть основания полагать, что вы совершили преступление,
- есть основания полагать, что вы находитесь в розыске,
- вам должно быть предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления (должен быть составлен протокол)
- вы должны быть задержаны.
Обратите внимание, что эти условия делают законным требование паспорта не только от водителя, но и от пассажиров транспортного средства.