Аварии при маневрировании, включая смену полосы движения, неуклонно увеличивают свою долю в общем количестве ДТП в течение года. Тем не менее, виновника в случае смены полосы движения всегда легко определить, поэтому вам следует помнить об этом, когда вы собираетесь сменить полосу движения. Давайте выясним, кто всегда виноват в ДТП со сменой полосы движения и как этого избежать.
Сначала, как обычно, кратко изложим основные понятия. Согласно правилам дорожного движения, смена полосы движения — это "выезд с занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения". То есть, не имеет значения, пересекаете ли вы одну или две полосы или съезжаете на обочину — покидая свою полосу без намерения повернуть, вы совершаете смену полосы движения.
Правила дорожного движения 8.1 и 8.2 описывают, как подготовиться к смене полосы движения. Планируя маневр, водитель должен заранее подать сигнал с помощью указателя (при отсутствии сигнала или если он не работает — рукой), а в момент совершения маневра не создавать опасности для движения, а также помех другим участникам дорожного движения. Здесь есть еще один важный момент: подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от необходимости соблюдать осторожность.
Порядок смены полосы движения регулируется разделом 8.4 Кодекса дорожного движения: "При смене полосы движения водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления без изменения направления движения". При одновременной смене полосы движения водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа".
Правило правого препятствия иногда становится основным правилом, которое начинающие водители держат в уме при маневрировании и проезде перекрестков, и это провоцирует ошибки. Когда дорога сужается со стороны крайней правой полосы, водители, движущиеся по этой полосе, совершают маневр смены полосы, даже если они движутся вдоль линии правого знака, обозначающего край обочины, и поэтому должны уступить дорогу тем, кто движется по левой полосе.
То же самое относится к случаям, когда водитель меняет полосу движения с быстрой полосы. Пункт 8.10 конкретно гласит: "Если в месте въезда на дорогу имеется полоса разгона, водитель транспортного средства должен въехать на эту полосу, сменить полосу движения и уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой полосе".
Следуя правилам, основным наказанием можно считать то, что нарушитель смены полосы движения будет считаться виновником аварии. Но это еще не все: за нарушение правил дорожного движения нарушитель будет наказан по части 3 статьи 12.14 Кодекса об административных правонарушениях: "невыполнение требования правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей".
Термин "опасное вождение" появился в Кодексе водителей еще в 2016 году, и хотя за эти четыре года за него так и не было введено наказание, стоит помнить, что официально запрещено правилами. Пункт 2.7, среди прочего, гласит, что водителю запрещается "опасное вождение путем неоднократного совершения одного или нескольких последовательных действий, связанных с непредоставлением преимущества транспортному средству, пользующемуся правом проезда при смене полосы движения, сменой полосы движения в условиях интенсивного движения, когда все полосы заняты, за исключением поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия". Проще говоря, законодательство запрещает подрезание и "виляние" на дороге. И введение наказаний за эти действия — лишь вопрос времени.