Количество автомобилей на дорогах постоянно увеличивается. Важно не терять бдительность на дороге, чтобы не попасть в аварию. Ситуации, когда спустя долгое время пострадавшему в ДТП звонят из страховой компании с требованием выплатить компенсацию за материальный ущерб, встречаются часто. Правомерно ли требование и что следует предпринять в таком случае?
Иск: виды, отличия
Чтобы понять последовательность действий, рассмотрим ситуацию подробнее.
Когда вы покупаете автомобиль, вы заключаете договор обязательного страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. Автомобилист считает, что ему не придется самому оплачивать ущерб, если он станет виновником аварии. Страховщики же, после выплаты пострадавшему, стараются компенсировать расходы за счет виновника. Существует два способа предъявления претензий:
- в порядке суброгации: страховая компания потерпевшего требует с виновника разницу между лимитом ОС (400 000 рублей) и фактическими расходами на ремонт. Срок исковой давности в 3 года исчисляется с момента несчастного случая;
- Через регрессный иск: страховщик сам пытается возместить расходы, понесенные потерпевшей стороной. Применяется в случаях, признанных не подлежащими страхованию (отсутствие полиса ОСАГО, отсутствие водительских прав и т.д.). Этот же срок исковой давности начинает течь, когда компания производит оплату.
Важно определить, в чем заключаются претензии, чтобы правильно построить защиту. В большинстве случаев можно изменить первоначально заявленную сумму.
Что предпринять в случае взыскания
Получив повестку, вы не должны игнорировать этот документ. Если вы не явитесь, суд расценит ваше поведение как согласие на взыскание долга и вынесет решение в пользу истца. Сделайте следующее:
- Найдите сохранившиеся документы, связанные с аварией. Приложите копии документов к претензии. Сравните их с теми, которые у вас есть. Если вы обнаружите расхождения, это даст вам козырь в борьбе с истцом.
- Посмотрите на дату подачи иска в суд, рассчитайте срок исковой давности. Если он составляет более трех лет, требование страховой компании является незаконным.
- Уточните у пострадавшей стороны сумму, фактически выплаченную по факту аварии. Размер компенсации должен соответствовать выплаченной компенсации, а суммы должны быть подтверждены необходимыми счетами, счетами-фактурами.
- Проверьте подлинность документальных свидетельств (отчеты о повреждениях и ремонте, списки деталей, работы по урегулированию убытков), полученных от страховой компании. Это может сделать независимый аккредитованный эксперт.
Если вы не согласны с иском, вас самих трудно понять — воспользуйтесь помощью опытного автоюриста, который учтет особенности ДТП, тщательно изучит доказательную базу, выстроит линию поведения.
Не стоит сразу же падать духом, думая, что вам придется выплатить заявленную сумму. В зависимости от ситуации, постарайтесь уменьшить размер нанесенного материального ущерба, поставить под сомнение наличие дефекта. Любые сомнения в законности включения информации в предоставленную документацию толкуются в пользу ответчика.
Если дело рассмотрели без вас
Если решение уже вынесено, вы должны подать апелляцию в вышестоящий орган в течение одного месяца, подав заявление в течение первых 10 дней после вынесения решения. Когда сумма будет окончательно определена, мы рекомендуем вам оплатить ее полностью. Если вы не выполните решение суда, имущество и счета ответчика будут арестованы, а дело будет передано в службу судебных приставов. Если вы находитесь в трудном финансовом положении, вы можете подать заявление на рассрочку платежа.