Запредельная скорость, выезд на встречную полосу, отказ от экспертизы на алкоголь - за эти нарушения водители чаще всего попадают в суд и лишаются прав. Такие дела рассматривает мировой судья, у которого работы невпроворот. И кому он в первую очередь верит? Конечно, сотрудникам ГИБДД, которые приносят документы на лишение прав и являются государевыми людьми. Бывает даже, что мировой судья рассматривает материалы скопом и сразу в течение 15 минут выносит постановление о лишении прав пяти - десяти водителям. Порой он просто не слышит аргументы водителя о невиновности. Чаще всего тот защищает себя сам, без адвоката, в юриспруденции не силен и потому доказать, что он прав, а гаишники нет практически не в состоянии. Каков исход таких разбирательств? Как сообщили нам в Мосгорсуде, в первом полугодии 2009-го к административной ответственности привлечено более 20 тысяч водителей. Основной закон, которым руководствуются судьи при рассмотрении таких дел, - это Кодекс РФ об административных правонарушениях. Согласно ему большая их часть поступает из ГИБДД к мировым судьям. И только в отдельных случаях, когда, например, виновник ДТП скрылся с места аварии и по делу проводится административное расследование, материал рассматривает федеральный судья районного суда. К федеральному судье дела поступают и в порядке обжалования. В целом дела об административных правонарушениях составляют примерно пятую часть из всех дел, рассматриваемых судьями Москвы. За год их количество в районных судах увеличилось более чем на 80 процентов. А в производстве мировых судей дел по правонарушениям в области дорожного движения более 70 процентов. В Мосгорсуде корреспонденту "РГ" подтвердили, что показаниям инспекторов ГИБДД суд, конечно, доверяет чаще. Они должностные лица, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. И несут серьезную ответственность за ложные показания. Однако водитель, защищающий себя правовыми методами, вызывает у суда уважение. Несогласие с протоколом (лучше в письменной форме), обстоятельства совершения ДТП, подкрепленные показаниями своих свидетелей, активное участие в судебном заседании - все это может закончиться победой водителя и возвращением прав. Как пример грамотной защиты водителя в Мосгорсуде привели вот такое дело. На пригородной дороге водитель на автомобиле "Мицубиси" совершил обгон с выездом на встречную полосу. Как раз в зоне действия знака "Обгон запрещен". Инспекторы зафиксировали правонарушение и направили материал мировому судье. Водитель доказывал, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку в том месте, где он выехал на встречку, была прерывистая линия разметки. Мировой судья его аргументы не принял и лишил прав на 4 месяца. Преображенский суд столицы оставил это постановление в силе. Тогда водитель обратился с надзорной жалобой в Мосгорсуд. Проверив материалы, судья установил, что на схеме, составленной сотрудниками ГИБДД, видно: на дороге, где двигался автомобиль, имеется прерывистая линия разметки. А также установлен знак "Обгон запрещен". Но без указания зоны его действия. Такое сочетание знака и разметки, по мнению судьи надзорной инстанции, входит в противоречие и не позволяет водителю безошибочно определить порядок проезда на этом участке дороги. - Доводы заявителя нашли свое отражение, - заявили в пресс-службе Мосгорсуда. - И незаконное постановление было отменено. Производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения было прекращено. Водителю вернули удостоверение. Без вины виноватыми водители могут оказаться по вине дорожных служб. Например, на Вагоноремонтной улице в Москве в прошлом году было организовано одностороннее движение, а двойную сплошную никто не стер. В результате около 3 тысяч водителей лишились прав. А суды до сих пор разбираются со всеми обжалованиями.