В 1864 году была проведена всеобъемлющая реформа судебной системы и судопроизводства. Он не только полностью изменил судебную систему Российской империи, введя в России суд "скорый, праведный, милосердный и равный для всех подданных", но и сформировал институты, которыми мы пользуемся сегодня: адвокатуру, нотариат и суд присяжных.
До реформы
До середины XIX века судебная система Российской империи была организована в соответствии с Указом о губерниях 1775 года и предусматривала три уровня судов: уездные, губернские и общегосударственные. Эти суды зависели от административных органов и часто затягивали разбирательства на десятилетия. Ситуация осложнялась огромным количеством правил и исключений из них. Подозреваемых подвергали пыткам и истязаниям, чтобы заставить их дать признательные показания. Суд проходил в их отсутствие, и значение имели только документы дела. Адвокатов не было, и обвиняемым почти всегда отказывали в возможности обжаловать приговор.
Михаил Сперанский, государственный секретарь Российской империи, понимал, что судебную систему необходимо менять, но преуспел только в министерских реформах и преобразовал коллегии в восемь министерств. Управление ими осуществлялось министром, ответственным перед Сенатом. Организация гражданских и уголовных судов была возложена на вновь созданное Министерство юстиции (Манифест "О разделении государственных дел на отдельные управления, с показанием предметов, принадлежащих каждому управлению" от 25 июля 1810 года).
Еще один шаг к реформе сделал граф Дмитрий Блудов, председатель Департамента законов Государственного совета: в 1842 году он издал Свод законов, а в 1845 году. Уголовный кодекс. Граф также направил Николаю I подробную записку со своим видением реформы. Хотя император согласился с этим, он не стал воплощать его в жизнь.
Александр II взошел на престол 18 февраля 1855 года. Через год, после окончания русско-турецкой (Крымской) войны, Александр II объявил: "Пусть правда и милосердие царят в судах". Для этого в 1861 году были созданы специальный Совет (составляющий текст законопроектов) и Государственная канцелярия (редактирующая и утверждающая их). В 1862 году появился первый проект реформы, а в 1864 году совет представил Судебные уставы, которые впоследствии были приняты.
Реформа
20 ноября 1864 года в Царском Селе Александр II подписал указ Правительствующему Сенату, в котором объявил о своем намерении учредить в России суды "скорые, справедливые, милостивые и равные для всех подданных", а также возвысить судебную власть и дать ей достаточную независимость. С этой целью были приняты "Устав гражданского судопроизводства", "Устав уголовного судопроизводства", "Учреждение судебных учреждений", "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями" и "Изменение судопроизводства в старых судебных учреждениях".
Фрагмент Указа Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года
Изображение из книги "Россия. Законы и постановления" (источник — Президентская библиотека)
В результате реформы судебная власть была отделена от административной, суды обрели независимость, прозрачность, открытость и конкурентоспособность. Дела делятся на гражданские и уголовные, а разбирательства — на предварительные и процессуальные. Каждое судебное действие должно быть выполнено в определенный срок, что значительно ускоряет судопроизводство. Некоторые виды телесных наказаний (плети, розги, плевки, палки, розги) были отменены для мужчин и все виды для женщин.
Появился институт судебных следователей. Именно они инициировали расследования, руководили полицейскими операциями, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства — иными словами, выполняли функции современных следователей и дознавателей. Следователь уведомлял прокуратуру о начале каждого следственного действия. Когда следователь считал, что имеется достаточно доказательств для возбуждения или прекращения дела, он передавал материалы расследования прокурору. Следователи были прикреплены к районным судам, были процессуально независимы, несменяемы и могли быть заменены в отсутствие судей.
Карикатура на российскую судебную систему. Конец 1850-х годов. Фото: wikipedia.org Прокуратура стала отдельной ветвью судебной власти и подчинялась министру юстиции. Прокуроры могут возбуждать уголовные дела, осуществлять надзор за сотрудниками полиции на стадии расследования и контролировать их действия. В ходе досудебного производства прокурор осуществлял надзор за следователем и мог попросить его или ее выполнить определенные действия. Прокуроры проверяли законность задержаний, посещали места содержания под стражей и выносили постановления о немедленном освобождении лиц, незаконно лишенных свободы. Они составляли обвинительные заключения или ходатайства о прекращении дел, представляли их в суд и поддерживали обвинение, а также следили за исполнением приговоров. Прокуроры должны были работать на всех уровнях судов общей юрисдикции. В гражданских делах они представляли интересы государственной казны.
Адвокаты (присяжные поверенные) выступали против прокуроров. Адвокаты должны были иметь высшее образование и пятилетний опыт работы. Совет избирал присяжных поверенных, выносил им выговоры, отстранял и исключал из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать только в судах того округа, к которому они принадлежали. Они получали вознаграждение за свои услуги на основании письменного договора между сторонами или из официальных гонораров, или, если ответчик не мог заплатить, из фонда, в который поступал процент от всех гонораров окружных прокуроров.
Очень серьезные уголовные дела рассматривались судом присяжных, которые выносили вердикт тайным голосованием. Коллегия присяжных заседателей утверждалась губернатором на основании оседлости (не менее двух лет), возраста (от 25 до 70 лет), достатка (имущество должно стоить не менее 2 000 рублей).
Судебные уставы 1864 года также ввели службу нотариусов и судебных приставов. Нотариусы проверяли документы и удостоверялись в их подлинности, а старшие нотариусы вели реестры крепостных дел, касающихся сделок с недвижимостью. Нотариусы работали в окружных судах, но могли иметь и свои собственные палаты. Их зарплата складывалась из платы, получаемой от клиентов в соответствии с тарифом. При каждом суде работали судебные исполнители, которые вручали судебные повестки и документы истцам и помогали исполнять судебные приказы. Судебные приставы вносили залог при вступлении в должность и вступали в самоуправляемые корпорации, которые несли солидарную ответственность за противоправные действия своих членов.
Судебные уставы императора Александра II. Фото: rcoit.ru В результате реформ суды стали общими для всех сословий, а тяжущиеся стороны получили одинаковые права и процессуальную самостоятельность в представлении и опровержении доказательств. Были созданы две ветви судов, каждая из которых состояла из двух инстанций: мировые суды и съезды мировых судей, а также окружные суды и окружные съезды. Районные судьи назначались пожизненно, мировые судьи избирались на определенный срок. Только человек с юридическим образованием, опытом судебной работы и безупречной репутацией мог стать мировым судьей. В первые годы реформы отбор был настолько жестким, что чиновникам из Министерства юстиции приходилось лично ездить в провинции, чтобы встретиться с кандидатами.
Мировой суд рассматривал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной суд рассматривал гражданские и уголовные дела, которые не входили в юрисдикцию мирового суда. Кассационные департаменты Сената действовали в качестве общей третьей инстанции. Также существовала Судебная палата, в компетенцию которой входили дела о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных государственными должностными лицами, и Апелляционный отдел, который рассматривал апелляции на решения районных судов. Политические дела расследовались жандармерией и рассматривались Особым вниманием правящего Сената. Важные политические дела рассматривались Верховным уголовным судом. Смертная казнь могла быть вынесена только Сенатом и Военным судом. Император оставил за собой право вмешиваться в самые важные судебные процессы.
Первый суд, созданный по новым правилам, был открыт в 1866 году в Санкт-Петербурге. На торжественной церемонии присутствовали министр юстиции Дмитрий Замятнин и иностранные гости. В том же году суды начали действовать в Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской губерниях. Предполагалось, что переходный период продлится четыре года; на самом деле потребовалось почти четверть века, чтобы новая судебная система получила широкое распространение.
После реформы
В начале царствования Александра III распространение новой судебной системы продолжилось еще в 13 губерниях. В 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году — в Прибалтийских губерниях, в 1894 году — в Олонецкой, Оренбургской, Уфской и Астраханской губерниях, в 1896 году — в Архангельской области, в 1897 году — в Сибири, в 1899 году — в Средней Азии и в северной части Болонского края. Однако в конце 19 века произошел небольшой возврат к старой системе. На местном уровне мировых судей заменили земские старосты, которые избирались исключительно из дворян и имели неограниченную власть над крестьянством. Некоторые категории дел были изъяты из ведения судов присяжных, а политические процессы были сведены к открытости.
Тем не менее, судебная реформа Александра II была одной из самых радикальных, демократических и последовательных реформ в России. После реформы судебные процессы в Российской империи стали четко регламентированы, качество расследований было соответственно высоким, исчезли путаница и бюрократия. Как отмечают историки, новый судейский корпус с первого дня отличался компетентностью, преданностью делу и честностью. Именно благодаря этой реформе ораторское искусство стало обязательным предметом на юридических факультетах. "Нельзя не признать, что мы, сегодняшние, продолжаем получать значительную пользу от этих реформ во всех сферах нашей жизни. В том числе в сфере правовой и судебной системы", — сказал Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда.
В материале использована книга А. A. Корнилова "Курс русской истории XIX века", статья Г.А. Филонова и В.С. Чернова "Судебная система Российской Федерации". В материале использована книга "Курс русской истории XIX века" Г. А. Корнилова "Судебная реформа Александра II", а также информация из других открытых источников.