Как определяется подведомственность и подсудность дел о банкротстве по статье 33 127-ФЗ?
Одними из важнейших вопросов при рассмотрении судебных споров является определение подведомственности и подсудности таких дел. Эти аспекты применительно к процедуре признания юридического лица финансово несостоятельным освещаются в ст. 33 127-ФЗ.
Что такое подведомственность и подсудность
Под подведомственностью понимается отнесение спора к компетенции определенного судебного органа. Согласно российской нормативно-правовой системе, каждый орган судебной системы вправе рассматривать только те вопросы, которые подходят ему по подведомственности. Поэтому если заявление на признание должника банкротом поступит в суд с нарушением подведомственности, то в производстве по такому делу заявителю откажут или оставят его заявление без движения.
Подсудность – это еще один гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение между судами судебной системы. Он разграничивает компетенцию между судами внутри данной ветви судов: например, по регионам, районам и пр.
Структура и содержание статьи 33 127-ФЗ
Статья 33 127-ФЗ состоит из трех пунктов и содержит указание на следующие аспекты:
- место рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве юрлиц;
- правила принятия судом заявления о признании юрлица банкротом и условия, которым такое юрлицо должно соответствовать;
- возможность передачи дела о банкротстве третейскому суду.
Место рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве юрлиц
В п. 1 ст.33 127-ФЗ определена подведомственность и подсудность дел о банкротстве. Такие дела рассматриваются арбитражными судами по местонахождению должника. Такой подсудности нужно придерживаться независимо от его правового статуса: является ли он юридическим или физическим лицом либо индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, пункт 1 ст. 33 127-ФЗ устанавливает правила, по которым заявителем избирается юрисдикция суда и определяется, какой конкретно суд уполномочен рассматривать дело о несостоятельности. Ранее эти правила были прописаны в п. 1 ст. 29 Закона о банкротстве 1998 года, то есть они остались неизменными.
Правило о рассмотрении дел о банкротстве юрлиц арбитражными судами соответствует положениям п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК. Согласно прописанному правилу о специальной подведомственности дел о признании финансовой несостоятельности должника по п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК, арбитражный суд может оставить исковое заявление без рассмотрения. В данном случае ему достаточно установить, что заявителем было заявлено требование, рассматриваемое в деле о банкротстве определенного юридического лица.
К юрлицам должно применяться следующее правило: независимо от того, где именно образовалась задолженность – у структурного подразделения или филиала, дело подлежит рассмотрению по месту расположения головного подразделения юрлица (материнской компании, а не дочерней).
Так, по Определению КС от 2008 года №716-О-О было отказано в рассмотрении жалобы на неконституционность нормы п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ о банкротстве. В жалобе утверждалось, что положение противоречит Конституции, так как не допускает возможностей для рассмотрения дела о банкротстве судами общей юрисдикции.
В отношении изложенного в п. 1 ст. 33 127-ФЗ правила необходимо учитывать рекомендации по письму Президиума ВАС от 2005 года №95 «О процессуальных последствиях смены места нахождения юридического лица». Здесь сказано, что если арбитражный суд по новому местонахождению должника проинформирован о вынесенном определении о признании должника банкротом по старому адресу, то суд отказывает в принятии такого заявления.
Принятие судом заявления о признании должника банкротом
В п. 2 ст. 33 127-ФЗ прописаны признаки банкротства, при которых суд обязан принять заявление о признании должника финансово несостоятельным. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:
- Требования к должнику в статусе юридического лица должны составлять не менее 300 тыс. р.
- Требования к должнику-гражданину – не менее 500 тыс. р.
Одновременно должны соблюдаться следующие условия: указанные требования кредиторов были не погашены в течение 3 месяцев.
Но в ФЗ могут быть предусмотрены иные условия подачи заявления на банкротство. В частности, иные условия для принятия заявления о банкротстве прописаны в Главе 10 127-ФЗ по банкротству гражданина, в 11 Главе – по упрощенным процедурам банкротства, которые применяются в деле о банкротстве.
В третьем пункте указанной статьи сказано, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд. Этот пункт подчеркивает исключительную подсудность дел о банкротстве арбитражному суду. Связано это с тем, что процесс признания юрлица финансово несостоятельным нельзя напрямую отнести к экономическим или административным спорам. Данная процедура носит заявительный характер.
Указанная в п. 3 ст. 33 127-ФЗ правовая норма согласуется с положениями п. 2 ст. 1 ФЗ от 2002 года №102 «О третейских судах». Здесь сказано, что в этот суд может передаваться любой спор, который вытекает из гражданских отношений, если иное не прописано в федеральном законе.
Таким образом, в ст. 33 127-ФЗ определена подсудность и подведомственность дел о банкротстве. Такие дела находятся в исключительной компетенции арбитражных судов. Также в статье определены признаки признания компании финансово несостоятельной для принятия судом заявления к производству, указано на невозможность передачи дела в третейский суд.