Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений
В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены по решению суда. Эта мера была предусмотрена в статье 25 действовавшего ранее Закона «Об охране труда».
Согласно статье 362 ТК РФ руководители и другие должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, которые виновны в нарушении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных Трудовым Кодексом РФ и другими федеральными законами.
За нарушение трудового законодательства и норм по охране труда предусмотрена как мера административного наказания в части 1 статьи 5.27 КоАП РФ административное приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений.
В соответствии с пунктом 11 Постановления №78 правом приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений наделены главный государственный инспектор труда Российской Федерации — заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации, а также руководители государственных инспекций труда (главные государственные инспектора труда по соответствующей территории).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 10 и пунктом 11 Постановления №78 приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования организации при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений, имеют право главный государственный инспектор труда Российской Федерации, руководители государственных инспекций труда, государственные инспекторы по охране труда.
Аналогичными правами наделены также должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор на территории Российской Федерации.
Право приостанавливать деятельность в данном случае означает составление должностными лицами протоколов об административном правонарушении, за которое нормами особенной части КоАП РФ предусмотрена такая мера наказания как административное приостановление деятельности.
В соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, которое назначается только по постановлению судьи.
Исполняют постановление судьи о приостановлении деятельности судебные приставы.
Согласно пункту 5 части 1 статье 165 ТК РФ работнику предоставляются гарантии при вынужденном прекращении работы не по его вине, такие как сохранение места работы (должности) и среднего заработка. К таким случаям относится и время приостановления работ органами надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника Статьей 139 ТК РФ установлен порядок исчисления среднего заработка.
Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда
Статьей 26 Закона «Об охране труда» была предусмотрена ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда. В настоящее время в связи с вступлением в силу с 6 октября 2006 года Закона №90-ФЗ Закон «Об охране труда» утратил силу. В действующей редакцией ТК РФ этот вопрос никак не регламентирован.
Следовательно, отпадает основание для ликвидации организации или прекращения деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда, хотя подпунктом 6 части 1 статьи 357 ТК РФ предусмотрено в качестве одного из прав государственных инспекторов труда направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений по этому основанию.
Общий порядок ликвидации и основания для их ликвидации предусмотрен статьями 61 и 65 ГК РФ.
Более подробно с вопросами, касающимися обеспечения прав работников, обязанностей работодателя и работника по охране труда и виды ответственности за нарушение норм по охране труда в отдельных отраслях производства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Охрана труда в Российской Федерации. Правовое регулирование. Практика. Документы».