По закону.ru

Юридическая консультация и новости законодательства
Телефоны для консультации:
Москва: 8 (499) 350-80-35
Россия: 8 (800) 511-32-35

С 1 января 2014 года закон о контрактной системе заменит 94-ФЗ о закупках для государственных и муниципальных нужд

14.05.2013
аместитель руководителя Управления ФАС России по Омской области Тамара ШМАКОВА рассказала «КВ», в чем отличие нового закона от действующего Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятый 5 апреля 2013 года, в основной своей части вступает в силу с 1 января будущего года. Предполагалось, что новая система организации госзакупок, которая сменит существующую (Федеральный закон № 94-ФЗ), станет более гибкой, эффективной и открытой для общественного контроля. О том, какие основные изменения ожидают в 2014 году предпринимателей, а также государственных и муниципальных заказчиков, обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказала заместитель руководителя Омского УФАС России Тамара ШМАКОВА. — Тамара Петровна, к каким изменениям нужно готовиться госзаказчикам? — В большей своей части закон о контрактной системе в сфере закупок содержит основные положения Федерального закона № 94-ФЗ. И они, на мой взгляд, усложнят жизнь государственных и муниципальных заказчиков. Сейчас, например, размещение заказа начинается с момента размещения информации на официальном сайте госзакупок и завершается в момент заключения госконтракта, а в новом законе предусмотрено, что завершение закупки будет происходить только после исполнения контракта. Вообще у заказчиков станет намного больше обязанностей, чем сегодня, особенно в части планирования закупок, их обоснования цены и приемки выполненных контрактов. Причем на этапе приемки заказчик будет обязан проводить экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, как своими силами, так и привлекая для этих целей экспертов или экспертные организации, данное требование распространяется и на случаи закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Появятся и дополнительные способы закупок. К уже известным — конкурс, аукцион и запрос котировок — добавятся двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием. Двухэтапность допускается в тех случаях, когда, например, будет заключаться энергосервисный контракт или проводиться конкурс на научные и творческие работы, проектные работы, поставку инновационной продукции. А процедура конкурса с ограниченным участием, иначе говоря, с предварительным квалификационным отбором среди участников допускается при определении подрядчиков, которые будут выполнять технологически сложные работы, список которых отдельным подзаконным актом будет утверждать Правительство РФ. Новым законом предусмотрен и совершенно новый способ определения поставщика — запрос предложений. Эта процедура в принципе чем-то напоминает конкурс, но максимально упрощена. Использование запроса предложений тоже ограниченно. Этот способ закупки может использоваться только в девяти случаях, предусмотренных законом. Например, при заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электроэнергии или при закупке лекарственных препаратов, которые срочно необходимы для назначения конкретному пациенту по решению врачебной комиссии. Еще ужесточаются требования к специалистам, которые будут работать в сфере закупок. Каждый заказчик, обеспечивая принцип профессионализма, обязан будет либо создать собственную контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего, при этом заказчик обязан принимать меры по повышению квалификации или профессиональной переподготовки должностных лиц, занятых в сфере закупок. Данные работники должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. — А какие нововведения ожидают поставщиков и подрядчиков? — Их ожидают изменения в части ужесточения требований к участникам закупок. Комиссия по закупкам будет обязана проверять соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, его правомочность заключать контракт, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков. При этом за комиссией остается право проверять соответствие участников закупки иным требованиям, например, отсутствие у физического лица или руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости в сфере экономики, административного наказания в виде дисквалификации. Такие лица не должны теперь допускаться к участию в закупках. Но есть и нормы, где новый закон более лоялен к участникам закупок, чем Федеральный закон № 94-ФЗ. Сегодня при подаче заявки на участие в конкурсе или аукционе предусмотрено исключительно денежное обеспечение, а со следующего года участникам можно будет предоставлять и на этом этапе банковскую гарантию. — Изменятся ли требования к порядку проведения аукционов? — Нет, в части требований к проведению аукционов в электронной форме ничего по сути не меняется. Законодатель лишь кое-что уточнил, переписал некоторые положения Федерального закона № 94-ФЗ так, чтобы они трактовались однозначно, например требования к содержанию первой части заявки участника аукциона. А вот условия для запроса котировок изменятся. Если сейчас нет ограничений по количеству запросов котировок, главное, чтобы заказчиком не закупались одноименные товары на сумму не более 500 тысяч рублей в течение квартала, то новый закон предусматривает ограничение по объему. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей и совокупный годовой объем закупок по запросу котировок не должен превышать 10% от объема средств, предусмотренных на все закупки. Ограничения, кстати, вводятся и для тех заказчиков, кто предпочитает размещать заказы у единственного поставщика. Перечень случаев остался исчерпывающим, однако правила закупки ужесточены. В закон введена норма, регламентирующая объем закупок, — он не должен будет превышать 5% от всего годового объема закупок. И еще закон обязывает заказчиков при закупке у единственного поставщика обосновывать максимальную начальную цену контракта, как при проведении конкурентных процедур, в некоторых случаях не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта размещать в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки, для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Сам контракт также должен содержать расчет и обоснование цены контракта, к которым также установлены новые требования. — Отказаться от подписанного контракта госзаказчик по-прежнему не сможет? — Сейчас законодательство о размещении заказов не предусматривает одностороннего отказа от исполнения контракта. В новом законе такая норма есть. Отказ со стороны госзаказчика возможен в случае, например, если после подписания контракта выяснится, что поставщик предоставил о себе недостоверную информацию. Но таком случае возможность одностороннего отказа заказчик должен предусмотреть в контракте. — Есть ли в новом законе защита от демпинга? Сегодня только ленивый не критикует аукционы, на которых первоначальная цена снижается порой намного ниже пределов разумного... — Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов в новом законе есть. Суть их в том, что если начальная максимальная цена контракта превышала 15 млн рублей и в результате аукциона произошло ее снижение на 25% и более, то контракт с победителем аукциона должен заключаться только после того, как он предоставит обеспечение контракта, превышающее сумму изначально установленного обеспечения в полтора раза. А если начальная цена контракта менее или равна 15 млн рублей и тоже снизилась на конкурсе или аукционе более чем на 25%, то контракт с победителем должен заключаться либо после увеличения в полтора раза обязательного обеспечения контракта, либо если победитель, на четверть снизивший первоначальную цену, предоставит информацию, которая подтвердит его добросовестность. Ну а в том случае, если контракт предусматривает авансирование, то поставщик работ или услуг должен предоставить обеспечение, которое в полтора раза превышает размер обычного обеспечения, но не менее чем размер аванса. — На ваш взгляд, эти меры действительно остановят недобросовестных поставщиков от демпинга? Какая разница участнику аукциона, велика или нет сумма обеспечения, если он в качестве обеспечения использует не деньги, а банковскую гарантию? — Насчет эффективности антидемпинговых мер ничего пока сказать не могу — жизнь покажет. А с банковскими гарантиями ситуация действительно непростая. Рассматривая дела, связанные с включением сведений в реестр недобросовестных поставщиков, последнее время и мы, и заказчики сталкиваемся с предоставлением поддельных банковских гарантий. Но законодатель, на мой взгляд, проблеме банковских гарантий тоже уделил внимание. Банковские гарантии могут выдаваться только банками, включенными в предусмотренный Налоговым кодексом перечень отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Новым законом, во-первых, оговариваются требования к банковской гарантии, в частности, она должна быть безотзывной, содержать условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта; регламентирован срок действия банковской гарантии — на месяц больше, чем срок действия контракта. Во-вторых, появится единый реестр банковских гарантий, где любой заказчик сможет проверить, а выдавалась ли реально конкретным банком именно эта гарантия. Думаю, после появления реестра сильно уменьшится не только количество поддельных, но и вообще всех банковских гарантий. — Контролирующие функции у ФАС России останутся прежними? — Полномочия ФАС России и ее территориальных органов в сфере контроля новый закон принципиально не меняет. Наши полномочия по рассмотрению жалоб и по проведению плановых и внеплановых проверок остаются точно такими же, новые полномочия у нас появятся в части согласования заключения контрактов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые признаны единственными по результатам несостоявшейся конкурентной закупки. — ФАС продолжит вести реестр недобросовестных поставщиков? — Да, продолжит. Причем сам реестр станет более информативным. В него будут включаться не только сведения о юридических и физических лицах, в том числе индивидуальных предпринимателях, но и сведения об учредителях, членах коллегиальных исполнительных органов, а также лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица. Круг лиц расширен. А ненахождение в реестре недобросовестных поставщиков станет, ко всему прочему, обязательным требованием ко всем участникам закупок. Юридическое лицо не должно быть допущено к участию в закупке, если только один из его учредителей находится в реестре. Эти требования очень правильные, на мой взгляд. — Требование по обязательным закупкам у субъектов малого бизнеса в новом законе останется? — Останется, но станет, на мой взгляд, более логичным. Сейчас каждый заказчик обязан размещать у субъектов малого предпринимательства от 10% до 20% всех размещенных заказов путем конкурсов, аукционов и запросов котировок и вынужден постоянно попадать в эти узкие ворота. Менее 10% разместил — заплати штраф в 50 тысяч рублей, более 20% — тот же результат. В новом законе предусмотрен лишь нижний предел — не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. Верхнего предела нет вообще. Установлено, что начальная максимальная цена контракта не должна превышать 20 млн рублей и закупки должны проводиться путем конкурентных процедур, то есть закупки у единственного поставщика сюда не попадают. — Журналистов не допустили к общественному контролю? — Общественный контроль, как гласит закон, вправе осуществлять граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Журналист, как гражданин, имеет полное право принимать участие в общественном контроле. — Ну а Омский областной союз предпринимателей, как объединение юридических лиц, сможет проверить муниципальные закупки? — Проверить — нет, не сможет. Но у него есть право направить запрос в адрес заказчика о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, обратиться в контролирующий орган и пр. — И последний короткий вопрос. Есть подозрение, что после введения в действие нового законодательства о контрактной системе способов ограничить количество участников конкурсов у недобросовестных заказчиков станет даже больше. Или это не так? — Нет, я не думаю, что способов станет больше. Все останется в тех же пределах. http://fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_36629.html