Страховые компании переходят на прямое возмещение ущерба

Российские страховщики предложили с 1 ноября перейти на систему прямого возмещения ущерба водителям.

Ее суть в том, что каждый водитель поедет за компенсацией после аварии в свою страховую компанию. Официально эта система действует с 1 марта нынешнего года. Вместе с ней появилось и другое новшество: "европротокол". Он позволяет не беспокоить ГАИ при мелких авариях, а договариваться с водителями на месте.

Что же касается системы прямого возмещения убытков, она очень удобна, ведь раньше практически все зависело от того парня, что врезался в нас на перекрестке. А вдруг он застраховался в каких-нибудь "рогах и копытах", из которых денег днем с огнем не выбьешь? Сейчас же добросовестному водителю достаточно выбрать надежную компанию, а уж она сама разберется с виновником и его страховщиками.

Однако услуга "деньги у своих" пока доступна только тем, кто купил полисы после 1 марта нынешнего года. Для остальных - у кого в бардачке лежит старый полис - действовала старая система. Для них получался небольшой переходный период - около года, пока не придет срок обновлять полис.

Однако Российский союз автостраховщиков, как говорится, волевым решением сократил переходный срок. С ноября воспользоваться процедурой смогут и владельцы "старорежимных" полисов. Как сообщают в Российском союзе автостраховщиков, это предусмотрено изменениями в соглашении о прямом возмещении убытков, утвержденными на заседании президиума РСА 8 октября.

Соглашение является основным документом, на основании которого страховщики работают в системе прямого возмещения убытков в ОСАГО.

А в целом новая система, которая не до конца заработала, позволяет оформлять мелкие аварии на месте - по так называемому "европротоколу". Не вызывать инспекторов ГИБДД на место происшествия можно в том случае, если в аварию попали два транспортных средства и ущерб мелкий. Если в парочку врезался кто-то третий, набирайте "02". Второе условие: ущерб причинен только имуществу. Если ранен или, не дай бог, убит человек, без милиции не обойдется. Третье условие - оба участника ДТП имеют полис ОСАГО и не спорят по поводу произошедшего. Правда, максимальный размер выплаты, который сможет произвести страховщик пострадавшему, не превысит 25 тысяч рублей. Именно такое ограничение установлено в законе. Так что по мелочи ГАИ можно не беспокоить. Но если царапина на бампере, скажем, джипа, на ваш взгляд, не укладывается в эту сумму, лучше с "европротоколом" не связываться. И оформлять следует аккуратно. Если в документе обнаружатся расхождения, касающиеся схемы аварии или повреждений, полученных транспортными средствами, то страховая компания на законных основаниях может отказать в возмещении ущерба.

Между тем, пока шел переходный период, страховые компании получили возможность отработать систему прямого возмещения ущерба. Благо (или не благо), что объемы были небольшие. Большинство водителей предпочитали работать по старой схеме. По данным на 30 сентября, в расчетный центр Российского союза автостраховщиков поступило чуть более 16,4 тысячи заявок на выплату в рамках прямого возмещения убытков, из них 12,7 тысячи было акцептовано и удовлетворены более 9,2 тысячи требований на общую сумму в 224,72 миллиона рублей. При этом ежемесячно в страховые компании заявляется порядка 167 тысяч страховых случаев по ОСАГО.

Опубликовано в РГ (Центральный выпуск) N5028 от 28 октября 2009 г.