Правый руль узаконен

Праворуким машинам ввоз разрешат, грузоперевозчики могут спать спокойно - им не придется отрезать лишние сантиметры от прицепов. А инвалиды все-таки смогут ездить на автомобилях с ручным управлением. Правда, не все.
Напомним, что в сентябре был утвержден техрегламент о безопасности колесных транспортных средств. Он вступает в силу 23 сентября 2010 года. Этот документ вызвал массу споров еще в процессе разработки. Еще бы, несмотря на заверения не трогать правый руль, документ хоть и косвенно, но запрещал управление такими машинами на территории страны. А именно, в нем прописаны требования к идентификационному номеру машины, так называемому VIN. Однако на японских машинах, выпускающихся для внутреннего рынка, его нет в принципе.
Также документ устанавливал однозначное требование к рабочей тормозной системе: она должна приводиться в действие педалью. При этом ручное управление нигде не было прописано. Таким образом, инвалиды могли остаться без средств передвижения. Есть и требования обязательного наличия спидометра с градуировкой. То есть таким образом на наш рынок не могли попасть современные модели многих европейских производителей, у которых спидометры цифровые.
И самым ударным был пункт об ограничении длины автопоезда. Он был попросту переписан из европейских законов, и никто не придал значения, что он не соответствует даже Правилам дорожного движения и что российские расстояния с лихвой перекрывают расстояния между городами стран Евросоюза. Также не был учтен и такой момент, что большинство автоперевозчиков перед кризисом успели закупить в лизинг или по кредитам автопоезда, которые соответствуют нашим российским правилам. И как им быть, после того как регламент вступит в силу?
И вот минпромторг прислушался к этим замечаниям. Министерство предлагает вернуть требования по длине автопоездов к ныне действующим Правилам дорожного движения. Претензии по спидометру сократились лишь до того, что его показания должны быть указаны в километрах в час. Минпромторг также предлагает не распространять требования к содержанию идентификационного номера на ранее находившиеся в эксплуатации транспортные средства, ввозимые на территорию России в индивидуальном порядке. То есть ввозить б/у праворульные машины можно. Правда, остается вопрос, где менять им фары на европейские? Ведь регламент разрешает вносить изменения в конструкцию только тех автомобилей, которые сняты с производства.
Пока остались вопросы и по инвалидам. Минпромторг предложил следующую формулировку: "Во всех случаях, за исключением транспортных средств, предназначенных для управления лицами, не имеющими ноги (ног), должен применяться ножной орган управления (педаль), который должен перемещаться без помех, при нахождении ноги в естественном положении". А как быть инвалидам, у которых ноги есть, но они не могут ими двигать? Так что даже при этих поправках документ все еще останется довольно сырым. Правозащитники предлагают вообще отозвать его, вынести на общественные слушания, создать рабочую группу и проштудировать от начала до конца.

публиковано в РГ (Центральный выпуск) N5048 от 26 ноября 2009 г.