СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Субъектами административного процесса признаются органы, организации и лица, выступающие по закону в качестве носителей процессуальных прав и обязанностей. В круг субъектов административного процесса законодательство включает: граждан, государственные органы и их представителей, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции (в т.ч. судьи), государственные предприятия и учреждения, организации и их структурные подразделения, иные государственные органы и их должностные лица, общественные организации с их органами и полномочными представителями.
Множественность органов административной юрисдикции не единственный признак рассматриваемой системы. Другая ее особенность — их неоднородность.
Исходя из этого, можно определить круг субъектов административной юрисдикции:
компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы определяющие последствия применения административных санкций — с одной стороны;
государственные органы и их должностные лица, общественные организации и их представители, граждане — с другой стороны.
В настоящее время в России сложились и закреплены законом следующие виды административно-юрисдикционных органов:
судьи (судьи районных судов, судьи арбитражных судов, судьи военных судов и мировые судьи);
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят из нечетного количества членов комиссии (один из которых председатель) и секретаря;
коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством);
Коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии) создаются по решению органов местного самоуправления для рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Формирование комиссии и ее деятельность осуществляется на основании Положения, утвержденного соответствующим органом власти. Также в некоторых субъектах Федерации созданы отделения административных комиссий, образуемые при администрациях в отдельных населенных пунктах муниципальных образований или части их территорий. Такие отделения создаются в территориальных муниципальных образованиях, где удаленность некоторых населенных пунктов от центра велика и в связи с этим работа комиссии становится затруднительной.
органы внутренних дел, государственные инспекции и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.
Органы внутренних дел (милиция) которые включают в себя и специфический субъект Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Данные органы действуют на основании Закона РФ «О милиции», соответствующих положений, утвержденных Указами Президента России.
Другие государственные инспекции и надзорные органы. Эти органы действуют на основании Положений, утвержденных в соответствии с их административно-правовым статусом в системе органов исполнительной власти. Более подробно об этих органах при рассмотрении вопроса о подведомственности.
Классификация субъектов административной юрисдикции:
1. По способу принятия решения:
а) Коллегиальные (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних);
б) индивидуальные (руководители контрольно-надзорных органов, другие уполномоченные лица);
2. По характеру рассмотрения дел:
а) первой инстанции (вышестоящий орган или должностное лицо);
б) второй инстанции (вышестоящий суд);
в) первой и второй инстанции (судья);
3. По компетенции рассмотрения дел:
а) общей компетенции (судья);
б) специальной компетенции (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);
в) отраслевой компетенции (должностные лица государственной противопожарной службы);