Часто качество приобретаемой продукции не соответствует заявленным характеристикам. Мало кто знает, что можно сделать в такой ситуации. В нашей статье мы подробно рассмотрим вопросы, связанные с составлением и подачей претензии на некачественный товар.
Правовая база
Для того чтобы грамотно составить претензию, необходимо ознакомиться с Законом РФ "О защите прав потребителей". Именно на основе этого акта покупатели взаимодействуют с продавцами.
Закон гласит, что при обнаружении серьезных недостатков товара покупатель имеет право потребовать:
- обмен на аналогичный товар;
- Обмен на другой товар с аналогичными характеристиками и если разница в цене компенсируется разницей в цене;
- Снижение цены;
- Устранение дефектов или возмещение расходов на ремонт;
- Возврат средств и отмена сделки.
В любом случае, гражданин, недовольный покупкой, должен будет составить жалобу.
Правила оформления претензии
Рекламация — это заявление, выражающее неудовлетворенность клиента качеством доставленного ему товара. Дефектным считается товар, который нельзя использовать по назначению.
Она всегда выражается в письменной форме, и закон предусматривает два способа подачи жалобы:
- декларация Бланк оформляется и выдается магазином;
- претензия предъявляется покупателем в любой форме.
Содержание этого документа четко не определено, но должно включать следующие пункты:
- данные из паспорта, включая адрес и контакты;
- место и дата покупки;
- полное наименование приобретенного товара;
- срок рассмотрения жалобы;
- Сведения о компании или юридическом лице, которому адресована претензия, его адрес и контакты;
- Дата и подпись.
Основное содержание документа зависит от конкретной ситуации, но примерный план таков: указать дефекты, обнаруженные в процессе эксплуатации, и четко сформулировать свои претензии к продавцу. В некоторых ситуациях может возникнуть необходимость настоять на проведении экспертизы.
Не забудьте предупредить продавца о последствиях отклонения претензии.
К жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие факт покупки — чеки, гарантийные талоны.
Можно ли подать претензию без договора?
Стоит отметить, что для подачи претензии не обязательно иметь чек. Если чек утерян, достаточно иметь двух свидетелей, подтверждающих факт приобретения товара у продавца.
Вместо чека или договора купли-продажи вы можете использовать другие документы или предметы, подтверждающие факт оплаты товара, например, квитанции об оплате, кассовые чеки, инструкции или технические паспорта, прилагаемые к товару, упаковку. Все эти пункты являются достаточным основанием для судебного иска.
Как и куда подавать претензию?
Проблемы могут возникнуть не только в процессе подачи заявления, но и на этапе подачи документов. Существует несколько способов отправить документ продавцу:
Вручить лично
Документ должен быть представлен в двух экземплярах, один из которых должен быть подписан продавцом. Практика показывает, что трейдеры часто не хотят подписывать претензию. В таком случае следует пригласить свидетелей и в их присутствии поставить на всех экземплярах печать о том, что заявление не принято. Следует также отметить личные данные свидетелей, их адреса и контактные телефоны. Один экземпляр остается у кассира, а другой используется в качестве доказательства в суде.
Отправить почтой
Альтернативой является отправка претензии заказным письмом с уведомлением о получении документа адресатом. Если продавец игнорирует его или отказывается удовлетворить заявленные требования, вы имеете право обратиться в суд для урегулирования дела в порядке гражданского судопроизводства.
Срок выставления претензии
Российское законодательство предусматривает различные сроки для предъявления претензии продавцу в зависимости от характера требования и категории товара:
- иск о возмещении ущерба здоровью или имуществу может быть подан в любое время;
- Если срок использования не обозначен на товаре, у вас есть 10 лет с даты покупки, чтобы предъявить претензию;
- Если дефект еще находится на гарантии, вы можете предъявить претензию в течение двух лет; — Если дефект серьезный, вы можете предъявить претензию в течение двух лет;
- Если дефект серьезный, то в течение всего срока службы товара.
Срок ответа на претензию
Получив жалобу, продавец обязан ответить на нее в течение определенного срока или предпринять определенные действия:
- замену товара в течение 7 дней;
- 10 дней для возврата денег;
- Замена товара с предварительной экспертизой 20 календарных дней.
На выполнение требования продавцу отводится не более 57 дней.
Если претензия не удовлетворена в установленный срок, дело может быть передано в суд.
Важно предъявить претензии к качеству товара, чтобы убедиться, что вы удовлетворены. Для этого рекомендуется проконсультироваться с юрисконсультом, имеющим опыт в области защиты прав потребителей. Самый простой способ сделать это — связаться с нашими опытными юристами по указанным реквизитам.