Что такое оферта: виды и ключевые моменты составления
Кандидат экономических наук. 20 лет преподаю финансы и инвестиции в университете. Инвестирую на фондовом рынке.
Сегодня мы немного заглянем в юридические дебри и разберем, что такое оферта. Дело в том, что мы все имеем с ней дело в повседневной жизни, но мало кто понимает смысл оферты. Там много незнакомых терминов, определения которых я дам простыми словами.
Понятие
Основное определение дано в Гражданском кодексе (статья 435).
Давайте переведем его на человеческий язык. Оферта – это предложение, которое делает конкретный человек или компания другому человеку или группе лиц. Оно может касаться покупки или продажи товаров, оказания услуг.
Ключевым моментом будет являться подробное описание товара или услуги, цены, доставки и прочих моментов, чтобы у потенциального клиента не осталось вопросов, что и на каких условиях ему предлагают.
В этом состоит отличие от рекламы. Вспомните последние рекламные ролики по телевидению. Например, ипотека под 8 % всего по двум документам или накопительный счет от АБВГД Банка с доходностью 8,5 % годовых.
Примеров много. Но когда вы придете за ипотекой, то ставка, скорее всего, будет на несколько пунктов выше, потому что 8 % действует только для зарплатных клиентов, заключивших договор страхования жизни и здоровья.
А в последнем примере я не дала точное название банка, но это предложение реально существует. И 8,5 % вам удастся получить, только если вы будете расплачиваться картой этого же банка на сумму не менее 75 000 рублей в месяц.
Приведенные примеры – это реклама, не более. Ее задача – заинтересовать потенциальных клиентов и по возможности превратить их в реальных.
Еще одна ошибка, которую часто допускают, – это использование словосочетания “договор оферты”. Оферта – не договор, а предложение о сотрудничестве. Вы можете его принять или отказаться. В договоре после подписания обе стороны принимают на себя обязательства исполнить все пункты документа. В оферте только ее составитель берет на себя определенные обязательства.
Как и в договоре, в оферте участвуют две стороны:
- Оферент – лицо, физическое или юридическое, которое выступило с предложением о покупке или продаже товара, оказании услуги.
- Акцептант (от слова “акцепт”) – лицо, которое соглашается на условия оферты. Это может быть конкретный человек, группа лиц, неограниченное число людей, предприятие или организация. Все зависит от вида оферты.
Оферта легко превращается в договор, когда оферент получил акцепт (согласие). При этом не обязательно следствием такого согласия должен стать многостраничный договор. Например, самая распространенная оферта – это ценники в магазинах. Вы их изучаете, сравниваете с другими торговыми точками и принимаете решение – покупать или нет. Если вы товар оплатили на кассе, то тем самым дали акцепт, а кассовый чек – ваш договор.
Имейте в виду, что ценник – это оферта, которую продавец обязан исполнить. Например, я сталкивалась с ситуацией, когда в супермаркете берешь товар, а на кассе тебе сообщают, что он продается уже по другой цене. Работник зала просто забыла поменять ценник. В этом случае на кассе обязаны пробить ту цену, что указана на ценнике.
Публичная. Самый распространенный вид. Это предложение, которое адресовано неограниченному кругу лиц. Например, ценники в магазинах, меню в кафе и ресторанах, цены на проезд. Все, кто видит призыв, могут купить, заказать.
Часто встречается фраза “Не является публичной офертой”. Ее можно увидеть на уличных баннерах, в рекламе по телевидению, на сайтах интернет-магазинов, банков и др. Так продавцы товаров и услуг снимают с себя обязательства выполнять условия, которые красочно подаются в рекламных материалах. Они оставляют лазейки для их изменения.
А может ли реклама быть публичной офертой? Да, может, если содержит полную информацию о рекламируемом товаре или услуге, условия соответствуют реально предлагаемым в компании.
Твердая. Это конкретное предложение конкретному лицу. Например, мне часто мой зарплатный банк присылает персональные предложения о кредите. В нем оговаривается сумма и ставка только для меня.
Свободная. Часто применяется, когда продавцу необходимо изучить спрос на свою новую продукцию или услугу. Она, как правило, не имеет срока действия. Такое предложение направляется сразу нескольким потенциальным покупателям, но не безграничному кругу лиц, как в публичном предложении.
Безотзывная. Из названия понятно, что оферент не может отозвать свое предложение. Делается оно конкретному человеку или компании.
В большинстве случаев оферта является отзывной, т. е. продавец может ее отозвать в любой момент до тех пор, пока не получил акцепт от покупателя.