Для правового государства характерен принцип
Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти — законодательной исполнительной и судебной.
Основные идеи — свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство — путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство» — это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.
Признаки:
— Верховенство закона во всех сферах жизни общества
— Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
— Взаимная ответственность личности и государства.
— Реальность прав и свобод гражданина
— Политический и идеологический плюрализм
— Стабильность законности и правопорядка в обществе
— Приоритет международного права над национальным
Отличие правового государства от государства, как такового:
Правовое государство — это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.
В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.
Не правовое государство:
Законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.
История появления идеи правового государства:
Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл
я граждан, так и для государства.
Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах
Аристотель
государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.
С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.
Цицерон
«Государство – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».
Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),
олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.
Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.
В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на
Ж. Руссо
смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит
Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).