Консультация юриста онлайн
Нет результатов
Все результаты
Вторник, 28 марта, 2023
  • Главная
  • Вопросы юристу
  • Обратная связь
Консультация юриста онлайн
  • Главная
  • Вопросы юристу
  • Обратная связь
Нет результатов
Все результаты
Консультация юриста онлайн
Нет результатов
Все результаты
Главная Вопросы юристу

Что такое административное право: понятие, виды, нормы

Автор Консультация юриста
в Вопросы юристу
0
Поделиться в WhatsAppПоделиться в TelegramПоделиться в Vk

Чтобы стать высококвалифицированным юристом, необходимо знать более одной области права, включая основные понятия административного права. В помощь начинающим и студентам юридических вузов мы собрали всю необходимую информацию об (все об) административном праве, рассмотрим: Понятия, виды, принципы, особенности, персонажи, субъекты, источники, функции, принципы и многое другое об административном праве, что называется "от и до".

Понятие Административного права и его признаки

Так что же такое административное право? Существует два различных толкования термина "административное право". Поэтому в данном разделе мы поговорим о том, что такое административное право как отрасль права и что такое административное право как наука. Забегая вперед, скажем, что он в основном регулирует отношения с государством по регистрации юридического лица (см. также регистрация ООО в Чебоксарах)

Понятие Административного права, как отрасли права

Давайте сначала изложим концепцию административного права с точки зрения отрасли права. Термин "Административное право" в кратком и простом изложении — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, призванных регулировать общественные отношения с органами исполнительной власти, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Рассмотрим полное определение административного права в Российской Федерации. Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при выполнении задач и функций органов государственной власти, органов местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Понятие Административного права, как науки

Теперь раскроем понятие административного права с точки зрения науки (административно-правовой доктрины). Термин "административное право" как наука в кратких и простых словах — это часть российской науки права, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений, касающихся отрасли административного права и предмета ее регулирования.

Рассмотрим полное определение административного права в Российской Федерации как науки. Наука "административное право" — составная часть юридических наук, определяемая как система государственно-административных, управленческих взглядов, идей, концепций о законах, регулирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформах и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, истории и перспективах развития.

Признаки административного права

Юристы относительно давно рисуют знаки административного права. Существуют следующие проявления отрасли административного права:

  • является одной из основных отраслей публичного права;
  • это совокупность правовых норм;
  • имеет отдельный предмет правового регулирования — управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в иных сферах;
  • имеет свой собственный метод правового регулирования;
  • обладает внутренней связностью, состоящей из определенных элементов;
  • имеет внешнее выражение, т.е. фиксируется в определенных формах-источниках.

Понятие норм, виды норм административного права, особенности и структура норм

Здесь мы объясним, что подразумевается под термином "нормы административного права", и подробно опишем виды административного права, т.е. виды норм административного права. Также мы подробно опишем структуру норм административного права и особенности норм административного права.

Понятие нормы административного права

Понятие норм административного права — часто задаваемый вопрос, поэтому мы решили представить его здесь. Административно-правовые нормы — это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении государственной власти.

Нормы административного права Российской Федерации определяют порядок образования, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие аспекты правового статуса этих органов, их структуру и порядок деятельности. Они также касаются организации местного самоуправления и порядка взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Кроме того, нормы административного права устанавливают порядок создания, реорганизации и ликвидации управляемых объектов — предприятий, учреждений и организаций, регулируют многие аспекты их деятельности, независимо от формы собственности, их взаимоотношения с органами государственного управления. Нормы административного права также устанавливают порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Структура норм административного права

Таким образом, структура административно-правовой нормы — это способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. В то же время нормам административного права присущ стимул.

Выделенные элементы структуры норм административного права:

  • Гипотеза характеризует условия, при которых положения правовой нормы должны применяться. По сути, гипотеза предусматривает обстоятельства, которые служат основой для формирования, изменения и прекращения административно-правовых отношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность и определяющих полномочия органов государственного управления и их должностных лиц. Гипотеза сочетается с диспозицией в нормах административного права, предусматривающих составы административных правонарушений. Гипотеза также может содержаться не в самой норме административного права, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
  • Диспозиция — это формулировка правила надлежащего поведения. Этот элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на определенные действия.
  • Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушения административно-правовых норм. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на правонарушителя.

Особенности норм административного права

Можно выделить следующие особенности норм административного права

  • они являются разновидностью правовых норм;
  • объектом регулирования является особый вид общественных отношений — управленческие;
  • административно-правовые нормы являются средством реализации общественных интересов в сфере государственного управления;
  • создаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений и организаций;
  • содержатся в нормативных актах различной юридической силы (законах и постановлениях)
  • имеют представительный и обязательный характер;
  • обеспечиваются с помощью государственного принуждения;
  • Их цель — обеспечить надлежащее управление;
  • Во многих случаях они регулируют общественные отношения, являющиеся предметом других отраслей права (финансовое, земельное, экологическое, трудовое право и т.д.).

Виды административного права (виды норм)

Виды административного права, а точнее виды административно-правовых норм, хорошо исследованы в юридической литературе и изучены многими юристами. Поэтому мы можем провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от предпосылок, которые лежат в основе этой классификации. Перечислим существующие виды административно-правовых норм.

С точки зрения их предназначения:

  • Нормативный — содержащий правила для творческой, нормальной деятельности;
  • Охранительные — направлены на обеспечение защиты, охрану отношений, регулируемых правовыми нормами.

По своему содержательному назначению (порядок реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений):

  • Предметный. Юридическое санкционирование совокупности обязанностей, прав, а также ответственности участников регулируемых общественных отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.
    Например, ФЗ-79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 определяет государственную службу как профессиональную деятельность, направленную на обеспечение реализации полномочий органов государственной власти. Этот стандарт статичен по своей природе, поскольку он лишь закрепляет возможность приобретения статуса государственного служащего, описанного в его общем виде.
  • Процедурные. По своему назначению они определяют (регулируют) способ или порядок реализации обязанностей и полномочий, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
    В частности, они определяют порядок поступления и прохождения государственной службы.

Метод воздействия:

  • Обязательные, т.е. содержащие правовое предписание действовать должным образом в условиях, предусмотренных нормой.
    Например, для выполнения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при поступлении на государственную службу соответствующие должностные лица должны издать приказ; создаваемое хозяйственное общество должно пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.д.
  • Запрещающие, т.е. предусматривающие запрет определенных действий при условиях, указанных в норме.
    Например, принято запрещать действия (бездействие), подпадающие под признаки состава административного правонарушения (КоАП РФ); запрещать рассмотрение жалобы должностным лицом, действия которого являются предметом жалобы гражданина и т.д.
  • Уполномочивающий (разрешительный), т.е. предусматривающий возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Существует мандат, который позволяет выбрать тот или иной курс действий (или бездействия), но в рамках конкретного правового режима, созданного нормой.
    Например, гражданин имеет возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если говорить, например, о чиновниках, то по отношению к ним разрешительные нормы подразумевают самостоятельный выбор определенного поведения, но не произвольного, а одного из тех, которые предлагаются нормой. Таким образом, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применить к лицу, нарушившему соответствующие правила поведения, одну из мер административного принуждения, предусмотренных административно-правовой нормой.
  • Стимулирование (поощрение), т.е. обеспечение надлежащего поведения с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений.
    Например, налоговые или иные льготы, использование льготных кредитов и т.д.
  • Рекомендация, т.е. предоставление возможности поиска наиболее подходящих вариантов решения конкретных проблем.
    Например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушение налогового законодательства.

По объекту действия:

  • По действию в пространстве (территориальный масштаб): Общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, местные (внутриорганизационные). Действие административно-правовых норм в пространстве связано с позицией органа, издавшего акт;
  • В отношении лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (особых групп лиц).

С точки зрения юридической силы:

  • Деяния;
  • Регламент — может содержаться в указах президента, постановлениях правительства, приказах и постановлениях ведомственных учреждений, постановлениях глав администраций.

Что касается продолжительности:

  • Временный. Если срок действия нормы заранее определен, это означает, что она временная, срочная. Срочный стандарт, если он не отменен заранее, автоматически утрачивает силу при наступлении даты, указанной заранее;
  • Постоянный. Постоянные нормы применяются бессрочно, срок их действия не предопределен, они остаются в силе до отмены.

По адресу, регулирование:

  • Административно-правовой статус граждан;
  • Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов;
  • Административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
  • Административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;
  • Административно-правовой статус государственных служащих;
  • Различные вопросы, касающиеся организации и деятельности органов исполнительной власти.

Что касается сферы применения:

  • Федеральные нормы;
  • нормы субъектов Российской Федерации;
  • нормы местного самоуправления.

По предмету регулирования:

  • Общие, регулирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы адресованы всем сферам и отраслям государственного управления;
  • Межотраслевые, регулирующие все или несколько отраслей государственного управления, при этом имеющие особый характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;
  • Отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в конкретных отраслях исполнительной власти.

По действию во времени:

  • срочные, для которых установлен определенный срок действия;
  • бессрочные, т.е. срок их действия не указан, и они остаются в силе до отмены компетентным органом.

Понятие Субъекта административного права и их виды

Многие также задаются вопросом о понятии и видах субъектов административного права. Поэтому в данном разделе мы отдельно скажем о значении предмета административного права и отдельно о видах субъектов административного права. Кстати, если, не дай Бог, у вас возникли проблемы с предметом административного права и вы не знаете, как правильно разрешить этот конфликт, рекомендуем вам воспользоваться юридической помощью квалифицированных юристов (см. также юридическая консультация в Чебоксарах).

Понятие Субъекта административного права

Во-первых, понятие предмета административного права. Понятие "Субъект административного права" в кратком и простом изложении — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственной воле (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него конкретной правовой нормой.

Рассмотрим полное определение субъектов административного права в РФ. Субъект административного права — это конкретный участник отношений, отвечающих специфическим признакам, закрепленным в нормах административного права, определяющим возможность приобретения и реализации прав и обязанностей на основе этих норм, в которые он вступает либо по своей воле (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него конкретной правовой нормой.

Например, гражданин может оспорить в суде решение, принятое исполнительной властью, если считает, что оно нарушает его права и свободы. Однако он не может оспорить постановление. Должностное лицо, занимающее государственную должность в органах исполнительной власти, обязано защищать права и свободы граждан и при необходимости принимать соответствующие меры для их обеспечения. Прокурор обязан возбудить дело об административном правонарушении при наличии достаточных оснований; данное постановление является реализацией его правового статуса. Существует множество примеров того, как субъекты административного права реализуют свой правовой статус.

Традиционно субъект административного права — это физическое или юридическое лицо (организация), которое в соответствии с установленными нормами административного права участвует в осуществлении государственного управления, реализации исполнительных функций.

Виды субъектов административного права

Далее перейдем к следующему интересующему нас вопросу, это виды субъектов административного права. Административное право различает следующие виды субъектов

  • индивидуальный субъект (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.).
  • коллективный субъект (индивидуальный: участники митинга, демонстрации, пикета, забастовки и т.д.; юридическое лицо, организация, структурное подразделение, орган государственной власти, орган местного самоуправления и т.д.;)
  • специальная тема.

Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административно-правовых отношениях. В силу особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носит характер "власть-подчинение", индивидуальные субъекты обладают рядом характеристик, существенно отличающих их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того, на какой стороне в административно-правовых отношениях участвует индивидуальный субъект, устанавливается его правоспособность.

Различные организации и ассоциации выступают в качестве коллективных субъектов административного права. В то же время, в административном праве коллективный субъект не обязательно имеет статус юридического лица. Например, участники митинга, демонстрации, пикета, забастовки и т.д. считаются коллективными субъектами в административном праве. К субъектам административного права относятся исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и учреждения, общественные организации и объединения и т.д.

Административное право также предусматривает понятие специального субъекта, правовой статус которого имеет ряд особенностей, отличающих его от других субъектов административного права. Выделяются следующие специальные субъекты административного права: члены административных коллективов; субъекты административной опеки; субъекты разрешительной системы; жители территорий с особым административно-правовым режимом; субъекты административного надзора и др.

Предмет административного права

В этом разделе будет введено понятие предмета административного права. Понятие "Предмет отрасли административного права" в коротких и простых словах — общественные отношения, которые регулируются нормами административного права.

Рассмотрим полное определение предмета отрасли административного права в Российской Федерации. Предметом административного права является совокупность публично-правовых отношений, возникающих при организации и деятельности органов исполнительной власти, других государственных органов и должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций.

Предмет административного права включает в себя три области правовых отношений, а именно:

  1. управленческие правоотношения — представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках этих правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции и компетенции исполнительной власти;
  2. организационные правоотношения — вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения прав, обязанностей и ответственности между ними в целом при формировании структуры управления;
  3. контроль правоотношений — как и любая другая деятельность, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то степени контрольные полномочия характерны для каждого органа государственной власти, но для некоторых субъектов эта функция является основной. Метод административно-правового регулирования — это совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, поведение их участников.

Понятие Источников административного права их Виды и её Система

Возможно, вас интересует, каковы источники административного права? Поэтому в данном разделе мы решили рассмотреть толкование понятия источника административного права, виды источников и систему источников.

Понятие Источников административного права

Для начала раскроем понятие источников административного права. Понятие "Источники административного права" в коротких и простых словах — это внешние формы выражения административно-правовых норм.

Рассмотрим полное определение источников административного права в Российской Федерации. Источники административного права — это внешние, конкретные формы выражения административно-правовых норм, т.е. правовые акты различных государственных органов, содержащие такие правовые нормы (иными словами, нормативные акты).

Виды источников административного права

Часто людей также интересует, какие бывают виды источников административного права, далее мы поговорим о них более подробно.

Юридические источники административного права делятся на следующие виды:

  • федеральные источники права (принимаются федеральными органами государственной власти и действуют на всей территории страны);
  • источники права субъектов Российской Федерации (принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и действуют на всей территории данного субъекта).

Федеральные источники административного права включают:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Международные договоры и правовые соглашения;
  • Федеральные конституционные законы; Федеральные законы;
  • Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации;
  • Правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов Российской Федерации источниками административного права являются.

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их административных и исполнительных органов, изданные в пределах их компетенции.

Система источников административного права и её особенности

Кроме того, раскроем понятие "система источников административного права" и ее особенности. Таким образом, Система источников административного права (СИАП) — это совокупность существующих источников административного права.

Существует шесть особенностей Системы источников административного права (SIAP):

  1. Его ядром является административное законодательство (в отличие от системы источников уголовного права);
  2. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (согласно статье 72 Конституции Российской Федерации);
  3. разнообразие источников;
  4. полагается на огромное количество источников, содержащихся в SIAP;
  5. мобильность и изменчивость SIAP;
  6. сложность систематизации административно-правовых норм и невозможность их единой кодификации.

Методы административного права и их суть

Административное право использует различные приемы и методы для регулирования административных отношений. И, прежде всего, методы, присущие всем (или многим) отраслям права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это относится и к методу административного права. Каждая отрасль права, включая административное право, использует три основных метода:

  1. Предписание: установление определенного порядка действий — предписание действовать в соответствующих условиях и соответствующим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Невыполнение этого предписания не влечет за собой правовых последствий, на достижение которых направлена норма;
  2. Запрет: запрет на совершение определенного действия под угрозой соответствующих мер правового воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Например, запрещено направлять жалобы граждан должностным лицам, действия которых являются предметом жалобы; за нарушение этого запрета ответственные должностные лица подлежат дисциплинарной ответственности;
  3. Разрешение: предоставление возможности выбора одного из вариантов соответствующего поведения, предусмотренного административно-правовой нормой. В принципе, этот метод направлен на регулирование поведения должностных лиц, и последние не имеют права уклоняться от этого выбора. Это "жесткий" вариант Разрешения, который дает возможность проявить самостоятельность в решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) или освобождения от ответственности.
    Также Разрешение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать действие, предусмотренное административно-правовой нормой, при определенных ею условиях. Как правило, это происходит при осуществлении субъективных прав. Например, гражданин сам решает, оспаривать или нет действия должностного лица, которые он считает незаконными. Это "мягкая" форма авторизации. В этой связи следует отметить, что разрешительные варианты административного воздействия обладают всеми характеристиками официального разрешения на совершение определенных действий.

Согласно другой классификации, теория права выделяет два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный, которые характерны для двух больших блоков отраслей права, противоположных по своему юридическому характеру и назначению — публичного права (например, административного, государственного (конституционного), процессуального) и частного права (например, гражданского, трудового).

  1. Императивный метод правового регулирования — это метод суверенных приказов, характерный прежде всего для административного права. Этот метод характеризуется суверенно-императивными принципами регулирования отношений и характеризуется отношениями субординации (подчинения), устанавливающими соответствующий правовой статус субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы содержит множество императивно-императивных признаков, обуславливающих правильное построение и функционирование таких видов государственной службы. Отношения между сотрудниками правоохранительных или военных органов основаны на прямом подчинении, руководстве и централизованном контроле;
  2. Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу их волеизъявления. Этот метод в основном используется в частном праве (гражданское, трудовое и семейное право). Юридическим фактом в данном случае является, как правило, договор, в котором стороны самостоятельно на равных основаниях устанавливают права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может также использоваться в системе административно-правового регулирования в определенных пределах, например, при заключении административных договоров, распределении публичных функций между органами государственного управления.

Система административного права и её части

Здесь мы объясним, что подразумевается под термином система административного права, и подробно расскажем о частях системы административного права.

Понятие системы административного права

Давайте разберем понятие "система административного права" и опишем ее составляющие. Таким образом, система административного права — это внутренняя конструкция административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

Части системы административного права

Как и обещали, давайте рассмотрим части административного права. Изначально система административного права делится на две части:

  1. Общая часть включает нормы, содержащие принципы, методы административной деятельности (объект, формы и методы, субъекты административного права, ответственность в административном праве, административный процесс);
  2. Особенная часть включает конкретные нормы, регулирующие отдельные сферы деятельности с участием исполнительной власти (экономическая сфера, социально-культурная сфера, административно-политическая сфера, межотраслевая сфера).

В свою очередь, общая часть системы административного права состоит из:

  1. Общие положения и общие принципы административного права (объект АП, метод АП, система административного права, административно-правовые отношения, источники, нормы АП, субъекты отношений АП);
  2. Основные вопросы организации деятельности органов исполнительной власти (вопросы структуры федеральных и субфедеральных органов исполнительной власти; правовой статус отдельных федеральных и субфедеральных органов исполнительной власти);
  3. Подраздел — служебное право (институт государственных должностей, институт правового статуса государственных служащих, институт государственной службы);
  4. Институт особого административно-правового статуса (беженцы, безработные, индивидуальные предприниматели и т.д.).
  5. Институт административной процедуры (регулирует порядок исполнения государственных функций);
  6. Институт административно-правового принуждения;
  7. Административное право и деликтное право;
  8. Административное судопроизводство.

По сравнению с общей частью, особенная часть системы административного права не имеет целостной системы и структуры отраслей права, но существует два подхода к особенной части системы административного права:

В соответствии со сферами управления, внутри которых выделяются три сферы:

  • управление в административно-политической сфере (государственное управление обороной, безопасностью);
  • управление в экономической сфере государства (управление государственной собственностью);
  • 3) управление в социально-культурной сфере деятельности государства (в науке, культуре и т.д.).

Структура административного права

В этом разделе мы раскроем один из важных параметров — понятие структуры административного права. Определение (понятие) "Структура административного права" означает совокупность норм, составляющих административное право, объединенных в институты, подотрасли и части административного права.

Однако покрытие структуры возможно и нетрадиционным способом. Доктор юридических наук Ю.А. Козлов. N. Старилов, например, предлагает рассматривать административное право как совокупность сегментов права, объединяющих нормы по функциональному признаку. Таким образом, общее административное право представляется профессору как система общих норм, определяющих сущность административно-правового регулирования во всей полноте и применительно ко всем субъектам права и регулирующих четыре крупнейших блока отношений:

Понятие управления в административном праве и их виды

Здесь мы объясним, что мы понимаем под управлением в административном праве, и подробно опишем виды управления в административном праве.

Понятие управления в административном праве

Вопрос о концепции управления в административном праве задается часто, поэтому мы решили изложить его здесь. "Управление в административном праве" — это исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая методом власти и подчинения, направленная на функционирование сложных организованных систем, обеспечение их безопасности, поддержание режима работы.

Виды управления в административном праве

Виды управления в отрасли административного права были предметом исследования многих юристов. Поэтому нетрудно перечислить существующие виды управления в отрасли административного права.

В административном праве различают следующие виды управления:

По методам воздействия выделяют следующие типы:

Функции административного права понятие и виды

В этой главе вы узнаете, что подразумевается под понятием "функции административного права", и подробно рассмотрите виды функций административного права.

Понятие функции административного права

Вопрос о том, что подразумевается под понятием функций административного права, возникает часто, поэтому мы решили изложить его здесь. "Функции административного права являются основными направлениями правового отраслевого воздействия на общественные отношения.

Функции административного права определяют его значение и роль в формировании административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих при организации и функционировании исполнительной власти.

Виды функций административного права

Виды функций административного права описаны многими представителями юридической науки. Принимая во внимание структуру общей части административного права, можно выделить две основные функции административного права: регулятивную и охранительную. В свою очередь, регуляторная функция состоит из пяти подфункций. Поэтому перечислим виды и подфункции функций административного права:

1) управление в административно-политической сфере (государственное управление обороной, безопасностью);

2) управление в экономической сфере государства (управление государственной собственностью);

3) управление в социально-культурной сфере деятельности государства (в науке, культуре и т.д.).

  • организационно-административное право, которое регулирует отношения по общей организации управления и его реализации в различных отраслях и сферах;
  • административный процесс, т.е. порядок совершения управленческих действий, установления управленческих процедур, принятия и исполнения управленческих актов (нормативных и индивидуальных), административный договор;
  • административный процесс (судебно-административное производство), т.е. судебная защита граждан от действий и решений органов публичной власти, нарушающих их права и свободы (рассмотрение судом жалобы гражданина на действия и решения органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих); в российской науке административного права судебная защита прав и свобод граждан от административных действий и актов, нарушающих права и свободы граждан, определяется термином "административная юстиция";
  • административно-деликтное право, устанавливающее так называемые административно-деликтные (административно-судебные) отношения, т.е. отношения, возникающие в процессе применения уполномоченными органами и должностными лицами мер административного принуждения к субъектам, нарушающим правила поведения, действующие для всех; административно-деликтное право, по мнению Я.Н. Старилова, состоит из двух частей: материального административно-деликтного права и процессуального административно-деликтного права.
  • правительственный;
  • коллективизм — регулирование на коллективном уровне;
  • семейное управление.
  • механический;
  • технологический;
  • социальный;
  • биологический.
  • Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения путем установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовые нормы устанавливают понятие и виды должностей на государственной службе, права и основные обязанности государственных служащих, режим службы, порядок аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта. Подтипы регуляторной функции:

Принципы административного права

В этом разделе мы объясним вам, что означает термин принципы административного права, и подробно перечислим основные принципы.

Далее раскроем понятие "Принципы административного права". — это основные идеи, требования, выражающие суть административного права.

Основные принципы включают:

  • 1) Организационный тип эта функция административного права обеспечивает надлежащий уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.
  • 2) Исполнительный тип этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений своего правового состояния. Административное право в этом смысле обеспечивает реализацию российского административного законодательства, которое регулирует отношения в сфере государственного управления, организации и функционирования исполнительной власти.
  • 3) Разрешительный тип этой функции административного права реализуется в создании им разрешительных административно-правовых режимов, т.е. в определении системы разрешительных процедур, используемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет правильно реализовать такую функцию государственного управления, как санкционирование каких-либо действий, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.
  • 4) Нормативный тип эта функция административного права произвольна от правотворческой функции, которую осуществляют органы исполнительной власти государства. При этом порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти определяется соответствующими нормативными правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе и поэтому является законным, т.е. соответствует принципу законности.
  • 5) Контрольно-надзорный тип данной функции административного права проявляется в необходимости осуществления контрольно-надзорных функций в установленной сфере деятельности специально назначенными органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.
  1. Принцип равенства перед законом. Согласно статье 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Административной ответственности подлежат физические лица независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места их нахождения, организационно-правового статуса, подчиненности и других обстоятельств. Конституция Российской Федерации и федеральные законы устанавливают особые условия реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и привлечения к ответственности должностных лиц, исполняющих отдельные государственные обязанности (депутатов, судей, прокуроров и других).
  2. Принцип презумпции невиновности закреплен в статье 1. 1(5) Кодекса о правонарушениях, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные деликты, в совершении которых оно признано виновным. Лицо, в отношении которого ведется административное производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом и установленном вступившим в законную силу решением судьи, органа или должностного лица, рассматривающего дело. Лицо, привлеченное к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
  3. Принцип приоритета интересов личности в общественной жизни. Статья 2 Конституции гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Государство, в том числе при осуществлении исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.
  4. Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, установленный статьей 1.6 КоАП РФ, предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Применение административного наказания и мер обеспечения производства по делу об правонарушении уполномоченным органом или должностным лицом в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции этого органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения недопустимы решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
  5. Принцип разделения властей является одним из важнейших условий верховенства закона. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что означает невозможность замены одной ветви другой, исключает вмешательство, например, законодательной власти в сферу исполнительной, и предполагает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы человека гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении этого принципа.
  6. Принцип законности означает применение административно-правовых норм права в строгом соответствии с Конституцией, законами Российской Федерации и другими нормативными актами.
  7. Принцип публичности означает, что административные нормативные акты, как правило, вступают в силу не ранее даты их официального объявления. Административно-правовые акты, деятельность исполнительных органов, результаты административно-правового регулирования и т.д. должны быть публичными. Кроме того, при издании и применении норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и т.д.
  8. Принцип ответственности. Установленные нормы закона должны соблюдаться, в противном случае виновные несут ответственность. В то же время административная ответственность должна налагаться в порядке, предусмотренном Административным кодексом, в рамках и компетентными органами государственного управления.

Recent News

Нормативный акт и нормативный правовой акт в чем разница

Нормативный акт и нормативный правовой акт в чем разница

22.03.2023
Консультация юриста онлайн

Нормативный акт и нормативно правовой акт разница

22.03.2023

Рубрики

  • Без рубрики
  • Вопросы юристу
  • Вопросы юристу
  • Госуслуги
  • Статьи

We bring you the best Premium WordPress Themes that perfect for news, magazine, personal blog, etc. Check our landing page for details.

© 2022 Консультация юриста: юридическая помощь онлайн

Нет результатов
Все результаты
  • Главная
  • Вопросы юристу
  • Обратная связь

© 2022 Консультация юриста: юридическая помощь онлайн