Ревизионная комиссия установила, что существующая практика предоставления жилья детям-сиротам неэффективна. В некоторых регионах срок ожидания получения ими собственного жилья может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом.
В России число детей-сирот, имеющих право на жилье, но не получивших его, растет год от года, говорится в докладе Счетной палаты о положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть в распоряжении РБК).
В 2019 году увеличилось число сирот, которые имели право на жилье, но не реализовали его. Если на 1 января 2019 года их было около 175 000, то к началу 2020 года — уже 191 000. Общее число зарегистрированных в жилье за последние пять лет увеличилось почти на 50 000 человек, 68 процентов из которых старше 18 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, становятся в очередь на жилье с 14 лет, а право на получение постоянного жилья имеют с совершеннолетия. Список детей-сирот, нуждающихся в жилье, составляется с 2013 года. На начало 2020 года в очереди на получение жилья стоят 279 000 сирот, нуждающихся в жилье.
Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание
Правительственные аудиторы отмечают, что на решение проблемы обеспечения жильем детей-сирот в консолидированных бюджетах регионов ежегодно выделяется более 32 миллиардов рублей. В 2019 году на эти цели из всех источников выделяется 39,2 млрд рублей, в том числе 7,4 млрд рублей из федерального бюджета и 31,8 млрд рублей из региональных бюджетов. Тем не менее, этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования на погашение "квартирного долга" перед сиротами потребуется не менее 6-7 лет.
Другая проблема заключается в том, что к 1 декабря 2019 года регионы освоили только 4,4 миллиарда рублей субсидий из государственного бюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия-Алания, Астраханская и Курская области) его выполнение составило 0%. Основными причинами сложившейся ситуации являются затянувшаяся закупка квартир, нарушение застройщиками договорных условий и отсутствие достаточного количества благоустроенных квартир на вторичном рынке.
По подсчетам аудиторов, средний срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в некоторых регионах он превышает 20 лет. Это касается девяти регионов, например, в Крыму — чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.
Из-за длительного периода ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградская, Новгородская области, Еврейская автономная область и другие) жилье предоставляется только на основании решения суда. В целом в 2018 году более 12 000 человек из 25 000, которым удалось получить жилье, сделали это через суд, по данным Счетной палаты.
Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны
Еще одним фактором, затрудняющим получение жилья сиротами, является отсутствие на рынке предложений, отвечающих необходимым требованиям. При этом в большинстве регионов создается специальный жилищный фонд, паи из которого передаются детям-сиротам путем приобретения квартир на первичном и вторичном рынке жилья.
В 52 регионах существует практика, когда власти компенсируют сиротам стоимость аренды жилья или предоставляют во временное пользование место в интернате до получения первичного жилья. Однако в России такую дополнительную поддержку получают только 8 500 детей-сирот, соответствующих критериям.
Государственные аудиторы отмечают, что в России есть свободные жилищные ресурсы, которые можно было бы использовать для обеспечения жильем детей-сирот. В частности, Счетная палата обнаружила 508 жилых помещений Министерства обороны, которые не используются ведомством.
В результате, по мнению ревизионного ведомства, не может быть эффективной реализации обязательств властей по обеспечению жильем детей-сирот. Агентство отмечает, что ситуация практически не изменилась с 2015 года. Кроме того, темпы передачи жилья намного ниже темпов увеличения числа сирот.
Что предлагает Счетная палата
В декабре 2019 года тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев издал распоряжение о предоставлении детям-сиротам жилья к 2025 году, тем самым ликвидировав "жилищный долг" перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать "дорожную карту", которая должна включать:
- Возможность предоставления жилья детям-сиротам с целью их переезда в регион, где есть необходимое жилье, социальная инфраструктура и возможности трудоустройства;
- Стандартизированный подход к предоставлению временного жилья или компенсации за аренду до получения постоянного жилья;
- "социальный портрет" сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывает состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион
- упрощение процедуры приобретения жилья у физического лица;
- штрафы для чиновников при приобретении жилья для детей-сирот по завышенной цене или низкого качества;
- для детей-сирот старше 23 лет — возможность предоставления "жилищного сертификата", т.е. средств, соразмерных стоимости жилья.
Что делает Министерство просвещения
Заместитель министра образования Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры по улучшению ситуации с предоставлением жилья детям-сиротам.
"Мы подготовили поправки в правила предоставления и распределения субсидий на жилье для детей-сирот. Они будут включать дополнительный критерий для отбора регионов для субсидирования. Таким критерием станет "дорожная карта", в которую войдут мероприятия по ликвидации накопившегося отставания в обеспечении жильем детей-сирот старше 18 лет, состоящих в списке имеющих право на получение жилья с 1 января 2020 года до 2025 года", — пояснил Басюк.
Кроме того, министерство разработало законопроект о внесении изменений в закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором предлагается исключить детей-сирот из числа проживающих в жилье одновременно с лицами, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что министерство образования упростит процедуру приобретения квартир у частных лиц.
Что предлагают делать эксперты
Жилье для детей-сирот должно находиться в ведении Министерства строительства, а не Министерства образования, считает Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка. По мнению Уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой, "не секрет, что состояние и качество жилья для детей-сирот порой оставляет желать лучшего. Бывает, что им опять-таки негде жить". — сказала Кузнецова в бюллетене Счетной палаты.
Срок ожидания жилья более 20 лет можно сократить, если обратиться в суд с требованием предоставить жилье, пояснил Павел Денисов, юрист благотворительной организации "Волонтеры в помощь детям-сиротам". "После таких обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет". — Денисов привел примеры.
По мнению Александра Спивака, председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, основной проблемой в реализации гарантии обеспечения жильем детей-сирот является нехватка бюджетных средств. "В то же время, безусловное право выпускников на получение услуг поддержки после окончания школы, независимо от места проживания, не закреплено в федеральном законодательстве. Осложняющим фактором является практика покупки выпускниками близлежащего жилья в так называемых "сиротских гетто", — говорит он.