Какой населенный пункт считается ближайшим к жилью для военнослужащих? Находится ли он поблизости?
Статья 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 1998 года. В "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что служебное жилье предоставляется в населенных пунктах, где расположены воинские части, а при невозможности предоставления служебного жилья в этих населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах. Какой населенный пункт считается "близлежащим"? Это близлежащий населенный пункт?
К сожалению, законодатель в указанной статье Федерального закона № 76-ФЗ от 1998г. "О статусе военнослужащих" (посвященный жилищным правам военнослужащих) не определил, какие населенные пункты следует считать близлежащими, не определил термин, не установил так называемый стандарт-определение, что вызывает много вопросов при применении закона. Так, некоторым военнослужащим отказывают в служебном жилье на том основании, что они владеют жильем, приобретенным в рамках участия в накопительно-ипотечной программе обеспечения жильем военнослужащих или иным способом (с помощью жилищной субсидии, ГЖС или путем приватизации жилья), расположенным в застройке, находящейся недалеко от места прохождения военной службы. Расположены ли эти жилые помещения в населенных пунктах вблизи места прохождения военной службы и правомерен ли такой отказ, ответ на этот вопрос даст анализ нормы, содержащейся в статье 6 того же закона. Так, пункт 1 статьи 6 Закона предусматривает, что право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боеготовности воинских частей и обеспечения своевременного прибытия к месту прохождения военной службы.
Таким образом, можно сделать вывод, что усадьба может считаться приближенной к месту прохождения военной службы, если проживание в ней обеспечивает своевременное прибытие военнослужащего к месту прохождения военной службы ежедневно, а также в случае тревоги. Суды также пытаются определить это понятие, так в приказе СК по Дальнему Востоку ВС РФ от 17 сентября 2015 г. N 201-КГ15-21 было указано, что "Более того, Е.Ш. Барченко после назначения в Центр заказчика строительства в декабре 2008 года не была переведена в другой населенный пункт, а осталась проживать в подмосковном поселке, откуда она может ежедневно прибывать на военную службу без ущерба для исполнения служебных обязанностей, боеготовности и повседневной деятельности Центра заказчика строительства".
Следует отметить, что из-за нечеткости формулировки практика применения закона, и особенно судебная практика, неоднозначна. Удивительно, но суды Московской области зачастую принимают сторону заявителей (военнослужащих) и обязывают жилищные органы военных организаций предоставить им жилье для военнослужащих, даже если имеющееся у них жилье находится в населенном пункте, прилегающем к населенному пункту, где проходит службу военнослужащий (ближайшему к Московской области).
Например, Московский военный окружной суд в своем апелляционном определении от 15.09.2016 подтвердил решение Московского гарнизонного военного суда от 24.06.2016, согласно которому военнослужащий, проживающий в ближайшем Подмосковье (в данном случае в Балашихе), имеет право на получение жилья по месту прохождения военной службы в Москве.
Таким образом, в каждом конкретном случае суды в зависимости от обстоятельств дела решают, имеет ли военнослужащий право на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы при наличии у него жилья в собственности или по договору социального найма в населенном пункте, прилегающем к месту прохождения военной службы.
Следует особо подчеркнуть, что производным от права на получение служебного жилья является право на получение денежной компенсации за аренду (субаренду) жилья. Иными словами, если военнослужащему отказано в праве состоять в списке служебного жилья (в очереди на служебное жилье), то он не имеет права на получение вышеуказанной денежной компенсации.