Не каждая компания может позволить себе содержать юридический отдел в штате, и легко потеряться в многообразии предложений от аутсорсинговых компаний. По просьбе "Секретов" Александр Трифонов, совладелец 48prav.ru, рассказал читателям, каких юристов стоит избегать, а каким доверять.
Не каждая компания может позволить себе содержать юридический отдел в штате, и легко потеряться в многообразии предложений от аутсорсинговых компаний. По просьбе "Секретов" Александр Трифонов, совладелец 48prav.ru, рассказал читателям, каких юристов стоит избегать, а каким доверять.
Кого искать?
При поиске внешнего юриста предприниматели могут обратиться в региональный филиал крупной международной фирмы, российскую юридическую фирму или нанять "соло" юриста, работающего самостоятельно. Рекомендуется привлекать крупные международные фирмы только для крупных проектов с иностранным правом или в иностранных юрисдикциях. Их услуги стоят дорого, и они обычно не являются лучшим партнером для малых и средних компаний. Такие игроки даже накладывают определенный ценз на доходы клиента: если клиент заключил договор на юридические услуги на сумму менее 250 000 долларов США в год, они не очень заинтересованы.
"Соло" адвокаты — частнопрактикующие юристы — намного дешевле и хорошо решают проблемы индивидуальных предпринимателей или микропредприятий. Но здесь нужно быть очень осторожным, такие юристы и адвокаты не имеют собственных офисов и штата, их привлечение целесообразно только для разовой работы: например, по региональным проектам.
Для большинства средних и крупных компаний оптимальным решением являются национальные юридические фирмы. Они похожи на мини-заводы: специализируются в нескольких основных областях права, имеют опыт работы с компаниями, а в случае болезни одного специалиста его тут же заменяет другой, чтобы избежать простоя. Как правило, если в фирме работает от 15 до 100 юристов в Москве и от пяти в регионах, ей можно доверять. Такую фирму нелегко создать, и они высоко ценят своих клиентов, более того, это взаимно. Большой штат сотрудников предполагает широкую деловую практику и хорошо развитые организационные процессы.
При выборе внешнего юриста предприниматель всегда должен исходить из своих потребностей: решение разовой проблемы или обеспечение постоянной юридической поддержки и последующих действий. Если речь идет о разовой проблеме, стоит сузить круг поиска и выбирать из фирм, имеющих большой опыт работы в данной сфере. Если клиенту нужна постоянная консультация, ему следует искать юридическую фирму с наилучшим опытом в своей области практики. Как только предприниматель определился с тем, кого он хочет найти и какая услуга ему нужна, он может переходить непосредственно к поиску.
Где искать?
Существует два способа поиска: офлайн и онлайн. Первый, классический способ поиска адвоката — это рекомендации друзей, знакомых или деловых партнеров. Особенно ценны рекомендации коллег по юридическому рынку, работающих в другой области права. Однако этот метод не всегда срабатывает, и в этом случае вам остается искать в Интернете.
Все уважающие себя и своих клиентов юридические фирмы имеют веб-сайты, на которых можно прочитать информацию о специалистах и их опыте. Помимо информативности сайта, оцените его качество — если юридическая фирма небрежно оформляет собственную "визитную карточку", вряд ли стоит ожидать точности и аккуратности при ведении чужих дел. Недавно одно профессиональное сообщество в Facebook провело первый конкурс юридических сайтов: его результаты подтвердили гипотезу о том, что хорошие сайты могут быть только у великих юристов.
Иногда юристы сами находят клиентов, приглашая их на мероприятия или внося в списки рассылки. Часто директора компаний отмахиваются от назойливых юристов, хотя на самом деле в таких приглашениях и рассылках нет ничего плохого — они позволяют предприятиям быстро найти специалистов, занимающихся различными областями права. LegalPartner, например, имеет обширную практику взыскания долгов. Они организуют семинары для клиентов по этому особенно актуальному в настоящее время вопросу и выступают на деловых мероприятиях.
Кроме того, при выборе российской юридической фирмы все же стоит обратиться к рейтингам. Они ежегодно публикуются на сайте "Право.ру", в специальном обзоре "Коммерсанта" и в региональных СМИ. Если юридической фирмы нет в рейтингах и публикациях, это определенно тревожный сигнал. Мы должны выяснить, почему его нет.
Первая встреча
После того как вы нашли кандидатов из юридических фирм, вам необходимо познакомиться с ними лично. Предпринимателю или руководству компании придется работать с внешними юристами, и между ними должно быть взаимопонимание и доверие: либо вы полностью полагаетесь на привлеченного юриста, либо не работаете с ним вообще.
Во время встречи клиент должен активно задавать вопросы об опыте юридической фирмы, рассмотренных делах, режиме гонорара и сроках выполнения работы. Очень важно правильно поставить задачу и точно описать ситуацию в техническом задании, а затем запросить коммерческое предложение, в котором указана не только общая цена, но и этапы проекта с конкретной стоимостью. Решение о сотрудничестве должно быть основано на личных впечатлениях и адекватности цитаты.
Предприниматель может заключить рамочное соглашение с юридической фирмой, чтобы он мог обратиться к ней и получить необходимую юридическую поддержку в случае необходимости, или поручить фирме выполнить небольшую работу, чтобы проверить юристов в деле.
Наконец, расходы. Когда речь идет о предоставлении юридических услуг компании или защите компании в суде, цена не может и не должна быть главным фактором при выборе юридической фирмы. Если три фирмы предлагают более или менее одинаковую цену, не стоит выбирать четвертую фирму, предлагающую более низкую цену, поскольку вы рискуете тем, что ваше дело будет вести студент или неопытный юрист, готовый взяться за любое задание. В конце концов, согласитесь, что апелляции обойдутся гораздо дороже.