Охрана Конституции означает закрепление в самой Конституции и в других нормативных актах средств предупреждения, выявления и пресечения нарушений Конституции, средств защиты конституционных норм.
Защита Конституции Российской Федерации обеспечивается самими конституционными нормами, закрепляющими обязанности российского государства в целом, государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации. Так, статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: "Человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Статья 3(4) Конституции Российской Федерации гласит, что "захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".
Содержание всех федеральных законов и актов органов власти штатов и местного самоуправления направлено на защиту конституционных норм. Примером может служить глава 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 5 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за нарушение гражданских прав.
Защита Конституции предполагает активные действия государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан по устранению нарушений конституционных норм, восстановлению основных обычаев и гражданских свобод.
Конституция охраняется прежде всего Федеральным Собранием Российской Федерации, которое обязано обеспечивать соответствие принимаемых им нормативных актов Конституции Российской Федерации.
Президент Российской Федерации указан в статье 80 Конституции как гарант Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Правительство Российской Федерации несет ответственность за реализацию основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, установленных Президентом в соответствии с Конституцией. На основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. В случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации (статья 115 Конституции Российской Федерации). Данное положение статьи 115 Конституции РФ является одной из многочисленных мер, обеспечивающих верховенство Конституции в системе правовых актов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации создаются для защиты норм Конституции Российской Федерации. Они несут ответственность за нарушение Конституции России, обеспечивают соответствие Конституции России конституций и законов, принятых республиками, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и их деятельности.
Защита Конституции Российской Федерации также является обязанностью органов местного самоуправления.
Если местное самоуправление считает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об организации местного самоуправления и (или) установлении прав, обязанностей и ответственности местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции России, оно вправе обратиться в суд. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации либо их отдельных положений не соответствующими Конституции Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
Федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает подотчетность органов муниципального образования государству (статья 72). Согласно статье 73 данного закона, если суд установит, что представительный орган муниципального образования принял правовой акт, противоречащий Конституции РФ, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу или в течение иного срока, предусмотренного решением суда, не принял в пределах своей компетенции мер по выполнению решения суда, в том числе не отменил данный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта РФ (глава администрации муниципального образования) должно
Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.
Специальным органом, контролирующим соблюдение Конституции России в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан, является прокуратура Российской Федерации, которая осуществляет общий надзор за соответствием Конституции России правовых актов и действий указанных субъектов конституционно-правовых отношений.
Особенно активным государственным органом, созданным для контроля за соблюдением положений Конституции РФ о правах и свободах человека, является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и аналогичные органы в регионах России.
В условиях построения правового государства неуклонно возрастает роль и значение судебных органов в охране и защите Конституции России, прежде всего Конституционного Суда РФ, характеристика которого будет дана в других главах курса.
Граждане Российской Федерации являются субъектами охраны и защиты Конституции России. Формами охраны и защиты Конституции России гражданами могут быть: обращения в судебные, правоохранительные органы, милицию в связи с нарушением норм Конституции России, в которой закреплены их основные права, свободы и интересы. Особое значение имеет возможность для российских граждан обращаться в Конституционный суд РФ с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод.