Согласно трудовому законодательству, работодатель обязан освободить работника от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей.
Однако конкретного перечня таких обязанностей нет, и приходится полагаться на другие федеральные законы. Это часто приводит к недоразумениям, например, когда работник не появляется на работе, что, по мнению работодателя, является уважительной причиной, и работодатель может уволить работника за прогул.
В этой статье мы обсудим, в каких случаях работодатель должен оправдать работника и какая процедура должна быть соблюдена при этом, как и кем оплачивается время отсутствия, а также рассмотрим одну из наиболее распространенных причин отсутствия, которая подпадает под общественные обязанности: присутствие работника в суде.
Что относится к государственным и общественным обязанностям?
В соответствии с частью 1 статьи 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы на время исполнения государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными нормативными правовыми актами работник должен исполнять эти обязанности в рабочее время.
Из этого положения вытекают две обязанности работодателя по отношению к таким работникам:
1) освободить их от работы;
2) держать их на рабочем месте.
Что такое государственные и общественные обязанности? В Трудовом кодексе они перечислены особо:
— участие работников в коллективных переговорах, подготовка проекта коллективного договора, соглашения (ст. 39);
— рассмотрение трудовых споров в качестве члена комиссии (статья 171).
— Донорство крови и ее компонентов (статья 186);
— Участие неосвобожденных членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций в качестве делегатов съездов и конференций; участие в работе выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций; и, если это предусмотрено коллективным договором, участие в краткосрочной профсоюзной учебе (статья 374)
— Участие в разрешении коллективных трудовых споров работников, являющихся членами примирительной комиссии или трудовыми арбитрами (статья 405).
Другие федеральные законы включают такие обязанности, как
- Проведение и обеспечение спасательных и других аварийных работ в случае мобилизации;
- Выполнение обязанностей зарегистрированного кандидата на выборную должность в органах государственной власти или местного самоуправления
- Выполнение обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов или референдумов
- Выполнение воинских обязанностей, включая призыв в военкомат, медицинское освидетельствование, военные сборы и т.д;
- участие преподавательского состава в ЕГЭ;
- участие в тушении пожаров или работа в качестве добровольных пожарных;
- выступление в качестве свидетеля, потерпевшего и его законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика или очевидца в органах досудебного производства, прокуратуры, налоговой инспекции или суде
- выполнение обязанностей присяжного или арбитражного заседателя.
Компенсация за исполнение государственных или общественных обязанностей
В соответствии с общим правилом, вытекающим из части 2 статьи 170 Трудового кодекса РФ. Статья 170.2 Трудового кодекса РФ предусматривает, что государственный орган или общественное объединение, привлекающие работника для выполнения государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему компенсацию за время выполнения этих обязанностей в размерах, определяемых Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или решением соответствующего общественного объединения.
Для некоторых обязанностей Трудовой кодекс не предусматривает компенсации, но позволяет работникам сохранять средний заработок, например, для тех, кто участвует в коллективных переговорах (статья 39), членов комитетов трудового арбитража (статья 171), доноров (статья 186), членов примирительных комиссий и трудовых арбитров (статья 405).
Оплата труда за участие в профсоюзах членов их выборных коллегиальных органов, не освобожденных от основного места работы, регулируется коллективным договором (ст. 374 ТК РФ).
К вашему сведению
За членом профсоюза, уволенным с основного места работы, сохраняется средняя заработная плата по общероссийскому (межрегиональному) профсоюзу. Она сохраняется на время работы сотрудника (не более шести месяцев), если работодатель не может обеспечить прежнюю работу сотрудника (статья 375 Трудового кодекса РФ).
Работодатель также обязан сохранять средний заработок за работниками, проходящими военные сборы (статья 6 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года. "О воинской обязанности и военной службе"). Кроме того, им компенсируются другие расходы, например, связанные с арендой жилья и оплатой проезда, а также командировочные расходы.
Однако все эти расходы впоследствии компенсируются работодателю Министерством обороны [1] .
В других случаях исполнения государственных и общественных обязанностей работнику выплачивается компенсация государственными органами или общественными объединениями, которые привлекли его к исполнению этих обязанностей.
Работнику пришла повестка
Прежде всего, давайте выясним, в каких случаях и куда может быть вызван работник. Это могут быть гражданские, административные и уголовные дела. Все они рассматриваются судами общей юрисдикции. Арбитражные суды рассматривают споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Существуют также фискальные правонарушения, которыми занимаются налоговые инспекции. Соответственно, работник может быть вызван в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, налоговую инспекцию.
Кроме того, он может быть вызван органами следствия, дознания и прокуратуры. Здесь следует отметить: для того, чтобы квалифицировать такие вызовы как исполнение государственных обязанностей, работник должен иметь определенный статус. Так, согласно положениям Трудового кодекса, в гражданских делах работник может выступать в качестве:
— сторона (истец или ответчик);
— Специалист, эксперт, переводчик.
Согласно Кодексу административного судопроизводства, в административных делах работник может выступать в качестве стороны (истца или ответчика) или в качестве специалиста, эксперта или переводчика:
— сторона (административный истец или административный ответчик);
— специалист, эксперт, переводчик.
Наконец, в уголовных делах, согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса, работник может:
— Потерпевший (его/ее законный представитель);
— Специалист, эксперт, переводчик.
Работник может быть назначен свидетелем, специалистом, экспертом, переводчиком, а также арбитражным заседателем в арбитражном суде.
Однако не все эти статусы дают работнику право на льготы, предусмотренные статьей 170 Трудового кодекса РФ. В частности, участие в судебных процессах в качестве истца или ответчика и, разумеется, в качестве ответчика не считается общественным долгом работника. Для всех остальных такое обязательство устанавливается независимо от вида разбирательства (гражданского, административного или уголовного).
В соответствии с положениями ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, НК РФ, ГПК РФ и других федеральных законов и нормативных актов работник исполняет государственные обязанности при вызове в суд, налоговую инспекцию, следственные и правоохранительные органы в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, потерпевшего (его законного представителя), понятого, а также при исполнении обязанностей судебного заседателя или арбитражного заседателя.
Для информации
К следственным органам относятся органы внутренних дел, отделы (отделения, бюро, пункты) милиции, органы Федеральной службы судебных приставов, органы пожарного надзора (ст. 40 УПК РФ).
Оформление исполнения государственных обязанностей
Увольнение работника с работы для выполнения общественных поручений оформляется приказом работодателя, изданным в произвольной форме.
Основанием для издания приказа о вызове работника в суд, прокуратуру, органы фискального контроля или следствия и дознания является повестка (уведомление). Повестка считается одной из форм извещений и повесток в уголовных, административных и гражданских делах.
Повестки и другие вызовы в суд должны содержать
- Название и адрес суда;
- время и место проведения судебного заседания;
- имя адресата — лица, которое должно быть вызвано или вызвано в суд
- указание, к кому вызывается адресат или направляется повестка
- Название дела, в связи с которым выдается повестка или вызов в суд.
Органы, проводящие предварительное расследование, также вызывают на допрос свидетелей и потерпевших. В повестке указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, а также назначается дата и время явки на допрос (статья 188 Уголовно-процессуального кодекса).
В повестке также говорится об обязанности явиться в суд и о последствиях неявки без уважительных причин.
К вашему сведению
Присяжные и заседатели могут быть вызваны на судебные слушания путем направления повестки или судебного приказа.
Обратите внимание, что если работник представил повестку или иное уведомление, из которого не следует, что он вызывается в качестве свидетеля, потерпевшего или иного лица для выполнения государственных обязанностей по уголовному или иному делу, работодатель не обязан его увольнять.
Так, в апелляционном определении Московского районного суда от 12.09.2016 по делу № 33-22689/2016 было установлено, что причина отсутствия работника на работе в связи с вызовом на работу была необоснованной, а приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания — законным.
Суть дела заключалась в том, что следователь вызвал работника в качестве свидетеля по собственной инициативе, так как ему это было необходимо для обоснования своего ходатайства по уголовному делу.
Однако не было доказательств того, что работник был вызван в суд или правоохранительные органы для дачи показаний в качестве процессуального условия.
Судьи отметили, что уведомление следователя о явке работника не считается доказательством вызова работника в качестве свидетеля по уголовному делу, как того требует Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Данное уведомление также не являлось вызовом истца для проведения каких-либо следственных действий, дачи показаний следователю по уголовному делу или проведения каких-либо следственных действий, а рассматривалось лишь как инициатива самого следователя для поддержания представления прокурора в суде.
Кроме того, было заявлено, что сам работник не был вызван судом в качестве свидетеля.
Конечно, в этой ситуации можно сказать, что с работником произошел несчастный случай не по его вине. Вероятно, он считал, что честно выполнил свой долг. Однако все обернулось иначе.
Поэтому необходимо внимательно изучить повестку. Если из его содержания не следует, что работник имеет статус государственного служащего, не говоря уже о том, что он является истцом, ответчиком или их представителем в гражданском или административном процессе, работник должен быть сначала поставлен в известность, что это так. И работодатель не обязан увольнять его по статье 170 Трудового кодекса.
Здесь возможны и другие варианты. Например, работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.
В дополнение к повестке многие работодатели требуют от работника заявление об увольнении. Хотя такой документ не требуется Трудовым кодексом, мы считаем, что он был бы не лишним. Обязанность по его подаче может быть установлена в локальном акте.
Отсутствие работника на работе в связи с выполнением государственных обязанностей должно быть отражено в табеле учета рабочего времени с буквенным кодом "G" или цифровым кодом "23" (отсутствие на работе при выполнении государственных или общественных обязанностей в соответствии с законодательством).
Возмещаемые работнику расходы
Статус работника при вызове в суд или другой орган определяет, какое вознаграждение ему полагается за время, потраченное на выполнение государственных обязанностей, и кто его выплачивает. Для наглядности мы представим эту информацию в виде таблицы.
Статус работника
Обязательство работодателя по оплате
Что компенсируется и/или выплачивается работнику судом или другим государственным органом
Верховенство закона
Свидетель по делу об административном правонарушении
Выдать работнику справку в произвольной форме о размере
— средний заработок за время, потраченное на выполнение государственных обязанностей;
Часть 2 Статья 108 Кодекса административного судопроизводства
Свидетель в гражданском деле
Средний заработок для предоставления в суд или государственный орган, копия трудовой книжки
— Командировочные расходы, аренда жилья, суточные
Часть 2, статья 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Свидетели, потерпевшие (или их представители) и понятые по уголовному делу
Статья 131, часть 2, пункт 2, УПК РФ. Пункт 2 статьи 131 ГК РФ, пункты 32, 34 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 12402.
Должностное лицо или потерпевший по делу об административном правонарушении
Командировочные расходы, аренда жилья, суточные
Статья 24.7 КоАП РФ, пункты 2-10 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1240
Свидетель в арбитражном деле
Оплата среднего заработка работника по основному месту работы
Командировочные расходы, аренда жилья, суточные.
Часть 4 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Свидетель по делу о налоговом преступлении
Пункт 3 статьи 131 Налогового кодекса РФ, пункты 2, 3 Постановления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 № 2983.
Свидетель по делу о фискальном преступлении
Ст. 98, 131 ТЭК РФ
Выдавать любую справку о среднем заработке-.
— Вознаграждение в размере 1/2 зарплаты судьи пропорционально количеству проведенных дней
Часть 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 20.08.2004 г. № 113-ФЗ "О федеральных присяжных заседателях".
для представления в суд
за выполнение государственных обязанностей, но не ниже средней заработной платы по основному месту работы за этот период;
— Проезд и транспортные расходы
Ниже перечислены наиболее важные элементы Закона
Выплата средней заработной платы работника по основному месту работы
— Вознаграждение в размере 1/4 оклада арбитражного заседателя пропорционально количеству рабочих дней участия в судебном процессе, но не менее пятикратного размера минимальной заработной платы;
Пункт 1, 2 ст. 6, пункт 3 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".
Обратите внимание
Выплата среднего заработка производится исключительно работодателем по основному месту работы, установленному соответствующим федеральным законом, в частности ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 70-ФЗ, ч. 3 ст. 131 Налогового кодекса. Это правило не распространяется на свидетелей в арбитражном процессе.
Основанием для выплаты среднего заработка работнику государственным органом является фактическое время исполнения должностных обязанностей и средний дневной заработок, исчисленный в порядке, предусмотренном статьей 139 Трудового кодекса РФ, размер месячной заработной платы. При этом неполный рабочий день, проведенный лицом в связи с гражданским или уголовным процессом, засчитывается как один рабочий день (восемь часов).
Так, если работник направляет повестку в суд, прокуратуру, налоговый орган, следственный орган или орган дознания, в соответствии с которой он вызывается в качестве свидетеля, потерпевшего (его представителя), эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля, присяжного или арбитражного заседателя по уголовному, гражданскому, административному или арбитражному делу, работодатель обязан освободить его от работы на срок, указанный в повестке. В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Если, помимо прочего, сотрудник, пропустивший работу, будет уволен за прогул или привлечен к дисциплинарной ответственности, работодателю, возможно, придется готовиться к судебному разбирательству.
В этом случае работодатель должен сохранить не только рабочее место работника, но и (в некоторых случаях) его средний заработок, особенно если работник является свидетелем по делам в арбитражном суде, налоговой инспекции и арбитражном управляющем.
Если работник находился в отпуске во время выполнения своих государственных обязанностей, то отпуск должен быть продлен в соответствии со статьей 124 Трудового кодекса.
[1] Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704.