По закону.ru

Юридическая консультация и новости законодательства
Телефоны для консультации:
Москва: 8 (499) 112-30-06
СПб: 8 (812) 409-43-23

Существует ли возможность исповедовать религию единолично или совместно с другими гражданами?

В соответствии с недавним указом Президента Российской Федерации от 18.07.2008 за номером 1108 разрабатывается детальная концепция развития гражданского законодательства в России. Непосредственное руководство разработкой концепции законопроекта осуществляет Совет по конфискации при поддержке Исследовательского центра частного права. В законопроекте в первую очередь рассматривается положение юридических лиц. Указом Президента разрешается публичное обсуждение концепции, а это предполагает опубликование ее текущей и дальнейшую разработку согласно отзывам юристов, специалистов в этой области, а также заинтересованных граждан. Как писал профессор юридических наук Николай Покровский в своем докладе «Человек и гражданин перед лицом гражданского права»: «Каждый раз, когда на обсуждение выставляется какая-либо подобная работа, юридическая мысль оживляется. В это время любой субъект, будь то гражданин или юридическое лицо, способен повлиять на принимаемую концепцию. Вместе с тем это вызывает немало споров и противоречий». Рассмотрим отдельную часть института юридических лиц, а именно вопрос правовой субъективности религиозных организаций. Для начала надо определиться, к частному или публичному типу субъектов относятся такие объединения. По мнению профессора Чиркина, религиозные объединения при нынешнем законодательстве не должны и не могут быть юридическими лицами на основании публичного права. Действительно, они обладают многими признаками частных объединений, поскольку создаются в целях совместного вероисповедания и распространения веры, и не выполняют каких-либо публичных функций, свойственных юридическим лицам. Противоположная точка зрения – считать религиозные объединения полноценными юридическими субъектами, но отнести их в особый класс. «Вопрос о правах личности исторически был впервые поставлен именно в этой области. Борьба личности за свои законные права и за нравственную свободу в таком случае является ее гражданской и государственной позицией». Это слова из книги 1917 года. Через два года после публикации этой работы был принят закон «Об отделении государства и школы от церкви». Несмотря на то, этот закон запрещал принимать какие-либо местные законы касательно религиозного права, которые могли бы как-то ограничить свободу совести гражданина, принятие данного постановления стало началом отказа от частноправового регулирования религиозных вопросов и затруднило определение правосубъектности религиозных сообществ. Частное право регулирует только взаимоотношения между частными лицами, согласно их интересам, и в этом задействован диспозитивный метод регулирования. Данный приказ сохранил положение о том, что религиозно-церковное общество подчиняется тем же правилам и директивам, что и частное гражданское общество. Но при этом в нем не предусмотрены вопросы владения частной собственностью и не определяются права юридического лица. Тем не менее, деятельность религиозных обществ допускалась только после государственной регистрации. При этом юридическая практика признавала права юридических лиц, в том числе и за религиозными группами, а также фактическое существование юридических лиц, поскольку иная позиция противоречила бы правилам советского суда. Таким образом, религиозные объединения были лишены права собственности, а впоследствии и прав юридического лица, а советская власть получила возможность полноправно регулировать все происходящее в церковных обществах. Такой порядок способствовал усилению вмешательства государства в частную жизнь граждан гражданские отношения. Имущество, так или иначе используемое религиозным обществом, также считалось полностью государственным. Споры, связанные с этим имуществом, решались на уровне исполкомов, а не гражданских судов. Это объяснялось тем, что цели религиозных групп, по мнению представителей тогдашней власти, не соответствовали общественным. Государство оставляло за собой право управлять любой организацией или группой, вплоть до ликвидации ее как общественного субъекта. Ситуация несколько изменилась после принятия Ассамблеей ООН резолюции о правах человека. Декларация провозглашала свободу мысли, совести и вероисповедания человека. Это право означает возможность исповедовать любую религию как единолично, так и совместно с другими гражданами. Каждый человек также имеет право на создание мирных сообществ и ассоциаций.
Автор: ,
Если у вас не получается разобраться самостоятельно с интересующим вас вопросом, то вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по телефону.