По закону.ru

Юридическая консультация и новости законодательства
Телефоны для консультации:
Москва: 8 (499) 350-80-35
Россия: 8 (800) 333-45-16 доб. 450

Как вести себя в супермаркете с правовой точки зрения?

Иногда кажется, что супермаркет – это обособленное государство. Далеко не всегда там действуют законы РФ, а понятные всем требования к свежести товаров и поведению персонала, кажется, не касаются администрации продуктовых магазинов. Но мы никуда не уезжали из России, поэтому ГК, действующий на всей территории нашей страны, распространяется и на супермаркеты. Кто сказал, что нельзя отдать за покупку мелочью или рваными купюрами? По закону все магазины должны беспрепятственно принимать любую валюту РФ. Никакой кассир не имеет права отказать в продаже, даже если покупатель собирается расплатиться копеечными монетами. Правомерно ли требование магазинов класть сумку в камеру хранения? Многие люди закрывают шкафчик на типовой ключ и спокойно отправляются за покупками, но администрация магазина утверждает, что за сохранность вещей в камере ответственности не несет. Т.е. в случае пропажи ценных вещей, супермаркету будет нечего предъявить. Между тем, если покупатель решит взять сумку в торговый зал, служба безопасности может попросить его все-таки оставить ее в камере хранения. Но по закону (статья 421 ГК) клиент имеет право не сдавать никуда свои вещи. Если же потребитель самостоятельно помещает сумку в камеру хранения и закрывает ее ключом с номером-брелком, между покупателем и магазином автоматически начинает действовать соглашение о безвозмездном предоставлении услуги по хранению вещей. Поэтому все надписи в супермаркете о том, что администрация не несет никакой ответственности, не имеют основания. Более того, никакая охрана не может запретить посетителям проходить в торговый зал с багажом или же осматривать их личные вещи. Интернет и телевидение пестрят случаями о некорректном поведении сотрудников магазина по отношению к некоторым клиентам. Если покупателю нагрубили или обвинили в краже, которую он не совершал, человек может пожаловаться в администрацию торговой точки или же, не найдя там понимания, и вовсе подать в суд. Чтобы было меньше недовольства со стороны клиентов, сегодня некоторые супермаркеты предлагают своим посетителям бесплатно поместить их сумки в вакуумные пакеты, что не противоречит законодательству и помогает администрации магазина предотвращать воровство в торговом зале. Если же клиент честно оплатил все покупки, но на выходе сработал детектор, все несколько усложняется. Надо понимать, что магнитная рамка в супермаркете может пропищать из-за металлических предметов в карманах, различных дисконтных карт или большого количества намагниченной мелочи в кошельке. Но, конечно, сотрудники магазина посчитают, что покупатель не оплатил какой-то предмет. Доказать что-либо в такой ситуации сложно, поэтому надо не нервничать, а спокойно объяснить, что никто ничего не крал. По закону охрана магазина не имеет права вас обыскивать. Сотрудники службы безопасности проведут вас в специальную комнату и вызовут полицию, но удерживать вас против воли на территории супермаркета они не могут. За применение силовых методов охраннику грозит до восьми лет колонии (статья 203 УК). Напомните ему о реальном сроке, если он захочет закрыть вас в каком-либо помещении до приезда правоохранительных органов. Снимайте все на телефон, пусть сотрудники магазина поймут, что их действия не останутся безнаказанными. Единственный вариант развития событий, на который имеет право служба безопасности, является сопровождение клиента и информирование полиции о том, где он сейчас находится. Кстати, и оплачивать случайно разбитый или рассыпанный товар покупатель не обязан. Закон утверждает, что до момента пробития чека собственником продукта является магазин, который и несет все риски. Если продавцы начнут принуждать вас купить этот предмет, напомните им о статье 459 ГК и спокойно идите дальше. Если же сотрудники магазина смогут доказать, что порча товара произошла умышленно, то его надо будет оплатить. Основной уликой может служить видеозапись, на которой будет явственно виден факт причинения вреда товару. Если клиент решил перекусить на территории супермаркета, то он обязан оплатить все съеденное и выпитое, иначе рискует стать ответчиком в иске за мелкое хулиганство. Хотя, как показывает практика, администрация магазина обращается в суд только из-за крупных денежных потерь. Риск гибели продукта изначально заложен в его стоимость, за порчу товара уже заплатили другие покупатели.
Автор: ,
Если у вас не получается разобраться самостоятельно с интересующим вас вопросом, то вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по телефону.