Опытные отдыхающие покупают летние путевки заранее, так как такое бронирование экономит им деньги. Но в последние годы форс-мажорные обстоятельства часто вынуждают отменить запланированную поездку. Российское законодательство предусматривает возврат денег за неиспользованные поездки или отмененные рейсы.
Основания для возврата денег за тур
Если турист не может воспользоваться приобретенной поездкой по независящим от него причинам, он имеет право на 100% возврат денег. Это право предоставлено российским законодательством.
Запрет на полеты и введение других санкций в отношении Российской Федерации в связи со специальной военной операцией относятся к так называемым форс-мажорным обстоятельствам, которые находятся вне контроля сторон сделки. И это не мешает им требовать возврата денег.
В 2021 году Ассоциация туроператоров заключила соглашение с Всероссийским союзом страховщиков. Одним из пунктов в нем является гарантия возврата денег туристу в случае форс-мажорных обстоятельств в стране прибытия или в стране вылета.
Хотя риск закрытия границ и прекращения полетов не покрывается страхованием отмены поездки, потребитель сохраняет право потребовать возврата денег. Этот принцип закреплен в Законе РФ № 2300-I от 07.02.1992 г. "О защите прав потребителей".
Основания для возврата денег за авиабилет
Если турист путешествует самостоятельно и не пользуется услугами агентства, он может получить возмещение за неиспользованный билет. Но в большинстве случаев вы имеете право на возврат денег только после того, как авиакомпания официально отменила рейс.
Если рейс отменен, клиент может получить свои деньги обратно, даже если он купил билет по невозвратному тарифу. Если тариф предусматривает возврат денег, их можно потребовать еще до официальной отмены.
Если авиакомпания не хочет добровольно возвращать деньги, процедура рассмотрения жалоб и разрешения споров будет такой же, как и при отмене полного тура.
Личные причины отказа от тура
Клиент имеет право отказаться от туристической поездки, даже если еще есть возможность полететь или поехать в данную страну. Обоснованными причинами для такой отмены являются:
- ухудшение условий в стране, в которую клиент отправляется на отдых;
Если одно из этих обстоятельств не позволило клиенту совершить поездку, можно получить возмещение, из которого будут вычтены расходы, понесенные туроператором.
Порядок возврата средств за неиспользованную поездку
Поскольку тур — это в первую очередь услуга, процедура возврата денег за приобретенный тур мало чем отличается от процедуры возврата денег за другие покупки.
Чтобы получить возмещение за тур, выполните следующие действия:
- Подготовьте иск о расторжении договора и возврате денег.
В документе укажите причины, по которым вы отказываетесь или не можете поехать в тур. Также следует указать точные даты отъезда и возвращения из отпуска. Право на возврат денег предусмотрено Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". № 2300-I от 07.02.1992 и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. Важно обратиться к статьям и пунктам закона, которые дают право покупателю на возврат денег.
В иске должна быть указана точная сумма, которую турфирма должна выплатить клиенту. Желательно также предоставить расчеты, обосновывающие это.
- Отправьте претензию туроператору.
Отправьте подготовленный документ заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае, если туроператор откажется возвращать деньги, у истца будет доказательство попытки урегулировать спор мирным путем.
Письмо должно быть отправлено на официальный юридический адрес компании, указанный в ее регистрационных документах. Узнать, где зарегистрирована турфирма, можно из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в открытых источниках в Интернете. Код юридического лица можно найти в его данных, указанных в договоре.
- Ожидайте возврата денег или ответа в течение десяти дней.
В ответ на жалобу агентство может предложить три варианта решения проблемы.
- Возврат уплаченных денег в сумме, указанной в претензии. Туроператор также может связаться с заявителем и договориться о другой сумме возмещения с указанием причин снижения. Соглашаться или нет на такое решение — дело индивидуальное.
Если ответа на досудебную претензию нет и вопрос не решен, единственным способом вернуть деньги будет подача иска в суд.
- Юридические действия.
Если агентство отказывается удовлетворить претензию и вернуть деньги, клиент имеет право обратиться в суд. Дело рассматривается в соответствии с нормами гражданского права и гражданского процесса.
Судебные разбирательства занимают много времени и предполагают оплату судебных издержек, если клиент обратился за юридической помощью. Если иск удовлетворен, юридическая помощь и государственная пошлина возмещаются ответчиком. Однако судебное разбирательство может занять несколько месяцев. Поэтому разумно попытаться урегулировать ситуацию во внесудебном порядке и, при необходимости, договориться о возврате денег в рассрочку, переносе или замене тура.