Ксеноновые лампы устанавливаются производителем или самим мотоциклистом. В последнем случае необходимо не только заменить лампы, но и использовать специальные ксеноновые фитинги. В этом случае водитель будет хорошо видеть в темноте и не будет слепить других участников дорожного движения. Такие изменения должны быть зарегистрированы в ГИБДД. Наказанием за вождение с нелегальным ксеноном является штраф в размере до 3 000 рублей или лишение водительских прав на срок до одного года. Все зависит от цвета фар и режима их работы. Однако есть случаи, когда штраф можно смягчить или вообще избежать его.
Водитель будет хорошо видеть в темноте, если у его автомобиля исправные фары. Для этого устанавливаются фары с соответствующими отражателями. Однако водитель, управляющий автомобилем с некачественными ксеноновыми фарами, будет слепить других водителей. В этом случае он рискует попасть в серьезную аварию. По этой причине два года назад были ужесточены наказания за нелегальный ксенон. Ранее водитель был оштрафован, а теперь его права могут быть приостановлены. Эти меры позволили снизить количество несчастных случаев в темное время суток. Так, согласно статистике ГИБДД, в 2018 году произошло 57 341 такое ДТП, в 2019 году — 56 894, а в 2020 году — только 50 897.
В то же время мотоциклист может ездить с ксеноновыми фарами. Но только если он был установлен производителем, а у водителя есть сертификат соответствия или руководство по эксплуатации автомобиля. Мотоциклист или инспектор дорожной полиции видит разрешение на использование этих ламп, согласно маркировке на фарах.
Что грозит за незаконную установку ксенона
При установке ксеноновых ламп водитель получит штраф в размере 3 000 рублей с их конфискацией по части 1 статьи 12.4 Кодекса об административных правонарушениях "Нарушение правил установки световых приборов на транспортном средстве". Если, помимо установки, их цвет не белый, желтый или оранжевый, суд лишит мотоциклиста водительских прав на срок от шести месяцев до года по части 3 статьи 12.5 КоАП "Управление транспортным средством при наличии неисправностей".
Например, в ноябре 2019 года в Екатеринбурге инспектор остановил водителя Игоря Крушнева*. Проверив фары, он обнаружил, что вместо галогенок Крушнев установил ксеноновые лампы. Кроме того, они светились сине-зеленым цветом, что запрещено пунктом 3. 3.6 Правил дорожного движения "Наружное освещение". Сотрудник полиции сфотографировал и зафиксировал нарушение, изъял фару в присутствии свидетелей и составил протокол по части 3 статьи 12.5 ЗоАП. Затем дело было передано в мировой суд судебного участка № 7 Октябрьского судебного района Екатеринбурга.
Владелец автомобиля не признал свою вину перед судом. Он уже приобрел автомобиль с ксеноновым светом и не понимал его конструкцию, поэтому не стал ничего менять. Инспектор дорожной полиции подтвердил, что фары слепили глаза крохе. Он проверил их и увидел, что, согласно маркировке, водителю разрешено ездить с галогенами, а не с ксеноном. Кроме того, судья Ирина Ветрова изучила протокол изъятия ксеноновых ламп и их креплений, фотографии фар и видеозапись. Она пришла к выводу, что Хрущев управлял автомобилем незаконно. Способ работы фар и их свет не соответствуют параграфу. 3 рамочного положения о допуске автотранспортных средств. За это она лишила водителя водительских прав на 6 месяцев по ч. 3 ст. 12.5 КоАП (дело № 5-1/2020).
Автомобилист не согласился с решением и подал апелляцию в Октябрьский районный суд Екатеринбурга. Он считает себя невиновным, так как не менял конструкцию своего автомобиля. Однако судья Роман Стоянов оставил в силе наказание Хрущева. Маркировка фар его автомобиля предусматривает установку ламп типа HCR (галогенные). И у него были лампы типа DCR (ксенон). Из видеозаписи судья увидел, что луковицы были сине-зеленого цвета. Это запрещено общими правилами лицензирования автомобилей. Таким образом, лишение лицензии является законным. Крушнев не обжаловал решение суда (дело №12-137/2020).
Но если только цвет или режим ксенона не соответствует п. 3 Основных правил приемки автомобиля к управлению, инспектор оштрафует водителя на 500 рублей, ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. И впервые он может просто предупредить, что такая неисправность будет устранена.
Так инспектор ГИБДД дежурил на участке и остановил проезжавшего мимо водителя Григория Нужина *. Проверив фары автомобиля, он увидел ксеноновые лампы вместо галогенных. Нужин попросил время для замены лампочек. Однако сотрудник милиции отказал ему и составил протокол по ч. 3 ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Изъятые лампочки были проверены экспертом. Он подтвердил, что ксеноновые газоразрядные лампы Нужина не соответствуют общим правилам приемлемости автомобилей. Затем инспектор направил протокол мировому судье судебного участка № 2 Коченевского судебного района Новосибирской области для рассмотрения.
Мировой судья Ирина Григорьева лишила Нужина водительских прав на шесть месяцев на основании того, что он незаконно использовал ксенон и не проявил должной осмотрительности "для обеспечения безопасности дорожного движения" (дело № 5-274/2019).
Автомобилист не согласился с решением и подал жалобу в Коченовский районный суд Новосибирской области. Он считает, что суд должен был оштрафовать его по части 1 статьи 12.5 КоАП. В конце концов, цвет ксенона был легальным. И суд неверно оценил наличие нелегальных лампочек как режим работы.
Судья Ольга Черкасова поддержала позицию автомобилиста. Незаконная установка ксеноновых ламп является несоблюдением режима их работы. А за одновременное нарушение в зависимости от режима и цвета огней у водителя изымаются права. Мировой судья не установил этого. По этим причинам суд наложил на водителя штраф — 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Это решение не было обжаловано (дело №12-260/2019).
Как ездить на авто с ксеноном законно
Ксеноновые лампы имеют ряд преимуществ перед другими. Они делают контуры объектов в темноте видимыми для водителя. Кроме того, их лучи проходят через влажную среду (капли дождя, снег, туман) практически без искажений. Но это касается тех случаев, когда ксенон установлен легально. В этом случае, помимо лампочек, фары оснащаются необходимыми устройствами: зажигающими устройствами, омывателями, автоматическим корректором угла наклона лампы и т.д. Это делается производителем или автомобилистом на станции технического обслуживания. Во втором случае водитель должен зарегистрировать изменения в конструкции автомобиля в ГИБДД, следуя приведенным ниже пошаговым инструкциям.
Что говорят юристы о езде с ксеноном
Адвокат и автоюрист Сергей Радько объясняет, что установка ксенонов требует серьезного вмешательства в электрическую систему автомобиля. Не допускается просто замена лампочек. Эти источники света ярче, поэтому они содержат автоматический корректор угла и устройство очистки (омыватель). В этом случае автомобиль не будет слепить других водителей в ночное время. Если вы решите не следовать инструкциям, у вас могут возникнуть неприятности, начиная с жалобы в полицию и заканчивая коротким замыканием и пожаром в автомобиле.
Павел Кокорев, ведущий юрист Европейской юридической службы, отмечает, что многие японские автомобили 1990-х годов оснащены ксеноновыми фарами без омывателей. Это будет интересно инспектору, когда он будет проверять автомобиль. Водитель, чтобы избежать штрафа, должен обратиться к независимому эксперту или найти каталог производителя, в котором указана маркировка ксеноновых ламп.
Рубрика «Вопрос–ответ»
Сергей Радько, адвокат и автоюрист, отвечает, что для использования ксеноновых ламп водитель обязан установить автоматический корректор угла наклона фар и устройство очистки. Однако перед использованием этих изменений автомобилисту следует зарегистрировать их в ГИБДД. Ведь производитель не оснастил автомобиль такими устройствами при выпуске.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что дорожный кодекс запрещает установку ксеноновых ламп не только в обычные фары, но и в противотуманные фары, поскольку эти изменения не соответствуют конструкции автомобиля. Если у вас есть такие лампочки, но они не используются, водитель все равно будет оштрафован. Наличие ксенона уже является неисправностью, и автомобиль запрещен.
Юрист и автоюрист Сергей Радько объясняет: если производитель изначально не установил ксеноновые лампы, то водителю разрешат их использовать только после внесения изменений в конструкцию. Он должен согласовать это с ГИБДД, получить разрешение и внести изменения в документы на автомобиль.