Одно дело — новые сайлентблоки, вилки, подшипники или даже целые узлы автомобиля. Каждый владелец автомобиля знает, что для этого нужно просто купить новую или реже используемую деталь и отвезти ее в сервисный центр. Или сделайте это сами в гараже. Однако замена всего двигателя — это, как правило, уникальная мера, на которую решаются не все. Вот как правильно заменить двигатель и какие шаги необходимо предпринять.
Зачем нужно менять двигатель
Короче говоря, есть только две объективные причины: либо старый двигатель настолько плох, что нет смысла его спасать, либо вы так сильно хотите новый, что трудно устоять.
Для замены сломанного, который дорого ремонтировать. Иногда двигатель настолько изношен или сильно поврежден, что любой новый ремонт становится лишь временным спасением от неизбежной утилизации агрегата. И лучше заменить двигатель за один раз, чем пытаться продлить жизнь умирающему двигателю.
Проект тюнинга. Владелец хочет, чтобы его автомобиль был мощнее и быстрее, и не принимает во внимание потенциальное увеличение его производительности путем перепрограммирования блока управления (чип-тюнинг) или установки усиленных деталей на достаточно мощный двигатель. В этом случае необходимо выбрать новый приводной блок вместо оригинального.
Можно ли вообще поменять двигатель в машине
Этот вопрос возникает потому, что двигатель, как и кузов, является числовой частью. Каждый двигатель имеет уникальный идентификатор, который выбит на его самой важной части — блоке цилиндров. В случае с кузовом, VIN, выбитый на нем, накладывает серьезные ограничения на ремонт и замену — мы уже писали об этом.
Однако ни один документ, регламентирующий жизнь автовладельца, не запрещает замену двигателя. Как и любой другой механизм, двигатель со временем изнашивается и рано или поздно приходит в негодность. И его не всегда можно отремонтировать — поэтому необходимость в новом может возникнуть раньше, чем "умрет" весь автомобиль.
Как и в случае с более простыми деталями, всегда есть выбор: поставить оригинальное устройство, более дешевый "аналог" или, наоборот, более совершенную версию. От того, что выберет автовладелец, зависит и длина дороги, которую ему придется проехать, чтобы легально управлять автомобилем с новым двигателем.
Теперь двигатель в России больше не является так называемым "регистрационным требованием", но в некоторых случаях его все равно придется перерегистрировать. Согласно пункту 2 статьи 11 Закона "О регистрации транспортных средств", мощность двигателя и его экологический класс, а также снаряженная и полная масса транспортного средства являются регистрационными данными. Поэтому, если двигатель был заменен на идентичный двигатель того же производителя и модели, регистрация может не потребоваться. Не имеет значения, новый он или подержанный — ведь эти данные останутся неизменными.
Но в любом другом случае необходимо будет внести изменения в документы на автомобиль. Например, новый и старый двигатель будут иметь одинаковый экологический класс и даже выходную мощность, но рабочий объем будет разным. В этом случае вес двух агрегатов, вероятно, будет разным, поэтому изменение также повлияет на снаряженную массу автомобиля.
Какой двигатель можно поставить на автомобиль
Если владелец решил заменить двигатель, есть четыре разумных сценария покупки, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.
Купите такой же двигатель, но новый. Это несложно сделать, если модель автомобиля относительно новая и популярная. Новые двигатели в сборе для моделей ВАЗ, ГАЗ, Renault или даже Mercedes-Benz можно купить сразу или под заказ — например, прямо на сайте Auto.ru в разделе запчастей.
Их совместимость, технические характеристики и заводские коды перечислены в сопроводительных документах. У такого сценария есть главный и, пожалуй, единственный недостаток — цена. Стоимость такого устройства может достигать многих сотен тысяч рублей и часто сопоставима с ценой автомобиля вторичного рынка.
Купите тот же двигатель, но подержанный. Этот вариант дешевле, чем покупка нового двигателя, но его происхождение может быть неясным. Большинство так называемых "контрактных" двигателей — это агрегаты, снятые с разбитых или брошенных автомобилей в Европе, США, Японии и Корее, а затем выставленные на продажу. Проследить историю такого двигателя непросто, и в ней могут быть не самые оптимистичные стороны, связанные с серьезными авариями или украденными автомобилями-донорами.
Чтобы избежать подобных вариантов, не покупайте подержанный двигатель "у знакомых" или небольших неизвестных компаний. Если вы покупаете его онлайн на рынке, выясните, какая компания является конечным поставщиком.
Признаки солидного продавца — копия контракта на двигатель и таможенной декларации, договор купли-продажи с покупателем, кассовый чек и гарантия при покупке. Такой продавец чаще всего готов разобрать двигатель, заменить расходные материалы, провести диагностику — проверить компрессию и заглянуть в цилиндры с помощью эндоскопа.
Лучше покупать контрактный двигатель только с оригинальным блоком управления и электрическим жгутом, чтобы его можно было без проблем "переобжать" вместе с остальным автомобилем. Совместимость — больной вопрос для многих подрядчиков. Некоторые японские и европейские производители могут иметь несколько версий одного и того же двигателя, поэтому необходимо подробно знать их особенности. В противном случае вы окажетесь в ситуации, когда купленный вами двигатель "выглядит как тот", но его невозможно установить. Например, сиденья не подходят, или на нем нет датчика, который необходим для оригинального блока управления.
Но даже если двигатель один и тот же, а продавец надежный, всегда есть риск получить бракованный товар. Вы покупаете подержанный двигатель от автомобиля, который, возможно, был сильно поврежден или проехал много миль. Это означает, что двигатель может иметь незаметные повреждения, такие как микротрещины в блоке, картере и клапанных крышках. Которые проявятся, как это обычно бывает, в самый неподходящий момент. Или некоторые из его компонентов потребуют ремонта в ближайшем будущем.
Покупайте новые или контрактные — от того же производителя, но с другими характеристиками. Допустим, ваш Solaris был оснащен двигателем 1.4, но вы хотите установить на него двигатель 1.6 — тот самый, который Hyundai сам ставит (или ставил в прошлом) на Solaris. Такая замена возможна как технически, так и юридически. Хотя многие инспекторы STSI по-прежнему считают такой ход модификацией заводской конструкции и требуют первоначальной технической экспертизы.
Купите более (или менее) мощный двигатель от другой модели. Это выбор, на который вряд ли решится человек, не имеющий инженерного образования и опыта преодоления бюрократических преград. Во-первых, этот сценарий предполагает серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля. В этом есть определенный баланс, который обеспечивает безопасность и надежность серийного автомобиля. Двигатель с непредвиденной мощностью, весом и геометрией нарушит этот баланс.
Кроме того, для эксплуатации модифицированного автомобиля требуется разрешение органов по сертификации. Только при наличии такого разрешения автомобиль может быть зарегистрирован.
Где можно установить новый двигатель
Кажется, что двигатель можно заменить в любом сервисе или мастерской, где есть необходимое оборудование и механик, который знает, как это сделать. Однако не стоит идти по этому пути — особенно если вы хотите установить двигатель, который по некоторым параметрам отличается от стандартного.
Такая операция может быть выполнена только сервисом, имеющим сертификат соответствия, подтверждающий право на техническое восстановление автомобиля. А при выполнении контракта на замену попросите в сервисном центре копию сертификата.
При покупке контрактного двигателя следует искать компанию, которая не только поставляет двигатели, но и собирает их. В этом случае вы сможете сэкономить на общей логистике, а главное — вам будет легче справиться с ситуацией, если двигатель окажется плохим, его нельзя будет установить или с ним возникнут проблемы вскоре после первого запуска. Авторитетные компании всегда дают от нескольких недель до нескольких месяцев на гарантийный ремонт обнаруженных неисправностей.
Как зарегистрировать машину с новым двигателем
Однако замена двигателя — это только половина дела. Другая половина — это легализация. Раньше это было сложно — при замене двигателя требовалось представить все документы, подтверждающие наличие силового агрегата, получить разрешение на конструктивные изменения, и только после этого автомобиль нужно было перерегистрировать. Но сегодня процедура упрощена. Действующие правила вытекают из Федерального закона "О регистрации транспортных средств", который был принят в 2018 году.
В разделе 52 четко сказано: если замена двигателя не влечет за собой конструктивных изменений, инспектор дорожной полиции должен просто осмотреть автомобиль, включая двигатель, и внести данные о нем в регистрационный реестр. Другими словами — если в автомобиль был установлен новый или бывший в употреблении двигатель, полностью идентичный заменяемому, это не считается конструктивным изменением. Таким образом, вам не придется оформлять дополнительные справки и подавать документы в ГИБДД. При этом даже не нужно перерегистрировать автомобиль.
Кроме того, согласно современным правилам, замена двигателя на идентичный может быть отложена до момента продажи автомобиля и совмещена с регистрацией смены владельца автомобиля в ГАИ. Не возникнет проблем и у покупателя: при перерегистрации он подает инспектору обычный пакет документов: заявление на регистрацию, ОС, СТС, ПТС, договор купли-продажи, паспорт и удостоверение личности.
Инспектор осмотрит автомобиль и просто внесет новый номер двигателя в электронный реестр, выдав новому владельцу новый регистрационный номер транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства с отметкой о замене двигателя и его новом номере. Однако лучше не рисковать, регистрируя все заранее, так как все еще есть случаи, когда Государственная инспекция безопасности дорожного движения относится к таким автомобилям с излишним подозрением.
Пункт 6 статьи 15 Закона "О регистрации транспортных средств" запрещает запрашивать документы, кроме перечисленных. Однако инспектор может попросить копию таможенной декларации контрактного двигателя, которая подтверждает, что он был ввезен в страну законно. Как мы писали выше, любой добросовестный дилер должен вам его предоставить.
Кроме того, инспектор имеет право проверить, что новый двигатель в вашем автомобиле находится в розыске. Вы можете использовать полноценный договор купли-продажи и кассовый чек, чтобы защитить себя как добросовестного покупателя.
Как зарегистрировать машину с нестандартным мотором
Если вы заранее знаете, что между новым двигателем и оригинальным есть хотя бы одно отличие, вы должны быть готовы начать долгую бюрократическую процедуру задолго до установки двигателя под капот.
Прежде всего, следует обратиться к эксперту за предварительной оценкой, чтобы выяснить: возможно ли в принципе "спарить" ваш автомобиль с выбранным двигателем? Центр технической экспертизы NAMI, например, предоставляет такую услугу. В каждом регионе существуют свои организации, которые должны быть аккредитованы для проведения такой экспертизы и иметь соответствующий сертификат. Их список размещен на сайте Федеральной службы по аккредитации, а также на сайте Евразийского экономического союза.
Владельцу автомобиля нужно будет подать заявление, свой паспорт, свидетельство о праве собственности на новый двигатель, общее техническое описание автомобиля с указанием того, какие изменения он хочет внести. Если имеется техническая документация (чертежи, расчеты), на основании которой должны проводиться работы по замене, ее также можно предоставить, но это не является обязательным.
Комитет экспертов может отказать в предоставлении всех документов, если он считает, что запрашиваемый двигатель не может быть предоставлен. Второй вариант: эксперты решают, что переделка не является изменением конструкции, пишут заключение по этому вопросу и дают заявителю рекомендации по дальнейшим действиям.
Третий вариант: эксперты решат, что поставить двигатель можно, но для этого будет изменена первоначальная конструкция. В этом случае вместе с предложениями будет дан перечень требований и работ, выполнение которых сделает новую конструкцию машины безопасной. Кроме того, от владельца может потребоваться получение сертификата соответствия на двигатель. Она будет выдана той же экспертной организацией, в которую вы обращаетесь за этой услугой.
В отдельном документе эксперты объяснят, какая квалификация потребуется для выполнения перечисленных работ. Там же будут указаны изменения, которые владелец может выполнить самостоятельно. С 1 декабря 2020 года такое заявление попадет в единый реестр, где оно будет привязано к VIN-номеру автомобиля.
Затем счастливый обладатель должен получить официальное разрешение на модификацию, которое выдается бесплатно. Заявление об этом можно подать через Госуслугу в любое территориальное отделение Госавтоинспекции. Помимо заявления, потребуются паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства и предварительное экспертное заключение.
Дорожная полиция примет решение по такому заявлению в течение трех дней, и любой отказ должен быть обоснован. Если да, то вам необходимо обратиться на станцию технического обслуживания. Обратите внимание, что станция технического обслуживания должна иметь сертификат о том, что замену двигателя производили специалисты с квалификацией, рекомендованной техническими экспертами.
По завершении работ сертифицированная станция технического обслуживания должна выдать, помимо акта выполненных работ, декларацию. Это позволит определить изменения, внесенные в машину. Они должны совпадать с теми, которые предписаны в первоначальном экспертном заключении. В случае работ, на выполнение которых владельцу было дано разрешение, сам владелец должен сделать аналогичное заявление. Форму декларации можно найти в приложении к межгосударственному стандарту по процедуре оценки изменений в конструкции транспортного средства.
Затем, с декларацией-декларацией, владелец возвращается в ту же организацию, которая проводила предварительную экспертизу, или выбирает другую. Туда может быть доставлен только разбитый автомобиль — запрещается эксплуатация автомобиля, фактическое техническое состояние которого не соответствует предыдущим регистрационным данным. Так будет продолжаться до получения новых регистрационных документов.
Теперь эксперты проведут техническую и структурную идентификацию автомобиля и выдадут заключение о его безопасности. После проведения всех испытаний владелец получит заключение технической экспертизы. Если все работы были выполнены правильно, эксперты укажут, что модификации соответствуют действующим техническим нормам. Если нет, они предложат список доработок, после чего автомобиль нужно будет проверить еще раз.
С протоколом и заявлениями о внесенных изменениях владелец отправляется в центр технического осмотра, где после этой процедуры он получит диагностическую карту. Оператор обязан учитывать все изменения, если они документально подтверждены.
Затем наступает заключительный этап — перерегистрация в ГИБДД. Для этого вам понадобится автомобиль, так как инспектор должен будет его осмотреть. Помимо свидетельства о регистрации, свидетельства о регистрации транспортного средства, паспорта и подтверждения уплаты государственной пошлины, необходимо приложить и другие документы:
- предварительный отчет о технической оценке,
- отчет об окончательной проверке,
- сертификат соответствия двигателя, если таковой имеется,
- заявление-декларация сервисного центра и копия его сертификата,
- новая диагностическая карта.
Изучив все документы, инспектор проверит соответствие фактических изменений предписанным. Наконец, он выдаст новый регистрационный номер и свидетельство о регистрации транспортного средства.
Как ездить и обслуживать автомобиль с новым мотором
Никаких различий с обычным автомобилем нет. Как и в случае с заводским двигателем, необходимо соблюдать рекомендации производителя двигателя по топливу, сорту моторного масла и интервалам обслуживания. Если установленный двигатель мощнее своего предшественника, важно обратить внимание на его температуру — под капотом автомобиля может быть жарко.
А в случае совершенно нового двигателя неплохо бы соблюдать правила притирки, хотя многие автопроизводители сейчас пишут, что это не обязательно. Первые 2 000-3 000 км лучше проехать так, чтобы стрелка тахометра не поднималась выше 3 000 и скорость не достигала околомаксимальных значений. Разгоняйтесь плавно — никаких толчков или резких переключений передач на "механике". И вам следует забыть о буксировке и толкании по бездорожью на первое время. Тогда ваш новый двигатель будет работать долгое время.
Выводы
- Если вы замените свой старый двигатель на точно такой же — неважно, новый или подержанный — вам даже не нужно получать перерегистрацию в Государственной дорожной полиции (STSI). Замена разрешена законом "О регистрации транспортных средств".
- Если двигатель хотя бы в некоторых аспектах отличается от обычного, необходимо получить предварительное заключение технических экспертов о том, что такая замена технически возможна и безопасна.
- Вместе с этим одобрением приходит официальное разрешение от дорожной полиции на внесение изменений.
- Затем, с вердиктом экспертов и их предписаниями по необходимым работам, вы можете отправиться в сертифицированный сервисный центр. Там будет установлен двигатель, проведены сопутствующие работы и выдана декларация.
- С этой декларацией владелец проходит инспекцию и получает окончательное экспертное заключение о том, что машина безопасна и что все работы были выполнены в соответствии с правилами.
- Со всеми документами о прохождении техосмотра и выполненных работах вы можете обратиться в ГИБДД для перерегистрации автомобиля.