По закону.ru

Юридическая консультация и новости законодательства
Телефоны для консультации:
Москва: 8 (499) 112-30-06
СПб: 8 (812) 409-43-23

Юрист Г.Мукамбаева: Собеседование президента с кандидатами на должность судьи Конституционной палаты — форма реализации права представлять их парламенту или отказать в представлении

23.08.2011
Четыре кандидата на должности судей Конституционной палаты Верховного суда А.Абдугапаров, Ч.Курбанова, О.Мамыров, Ч.Мусабекова обратились к спикеру парламента. В обращении, в частности, указывается, что исчерпывающий перечень полномочий Президента установлен Конституцией и полномочие президента по проведению собеседования с претендентами на должности судей Верховного суда и Конституционной палаты в этом перечне отсутствует. Тем самым президент «вышла за рамки своих полномочий». На утверждения бывших судей Конституционного суда возразила, заслуженный юрист КР, доктор юридических наук, заведующая кафедрой теории и истории государства и права КНУ Г.Мукамбаева. По ее словам, Конституция, как и любой другой закон, не подлежит свободному толкованию и своевольной трактовке. Основной Закон страны следует рассматривать системно, исходя из основных идей и принципов, заложенных в нем. В частности, основными принципами, на которых основывается государственная власть в Кыргызстане согласно Конституции, являются принцип верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Жогорку Кенешем и президентом, и принцип открытости и ответственности государственных органов перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа. Конституция, как отметила юрист, наделяет президента полномочием представлять (а не передавать) Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда (в том числе Конституционной палаты) по предложению Совета по отбору судей, а Жогорку Кенеш — полномочием избирать их. Следовательно, президент, являясь главой государства, олицетворяющей единство народа и государственной власти, не может быть просто передающим звеном между Советом по отбору судей и Жогорку Кенешем. В соответствии с Конституцией любой страны всенародно избираемый президент активно участвует в реализации функций законодательной, исполнительной, судебной власти, а также обладает контрольными функциями. Исходя из этого, как сказала Г.Мукамбаева, проведение президентом собеседования с кандидатами на должность судьи Конституционной палаты следует рассматривать как форму реализации своего права представлять их парламенту или отказать в представлении. «Учитывая, что процесс отбора судей находится в данное время под пристальным наблюдением гражданского общества, остро реагирующего на любое игнорирование его мнения, а также принимая во внимание недоверие народа к существующей судебной власти, президент обязан руководствоваться принципом осуществления своих полномочий в интересах народа. Напомним также обращающимся, что согласно закону «О Регламенте Жогорку Кенеша КР» кандидаты на должность Верховного суда и Конституционной палаты могут быть приглашены на заседание комитета Жогорку Кенеша при рассмотрении их кандидатур. Как известно, кандидатам депутаты также задают различного вида вопросы. Выходит, депутаты тоже выходят за рамки своих полномочий?», - сказала она. Относительно обозначенных в обращении противоречий между Конституцией, конституционным законом «О статусе судей КР» и законом «О Совет по отбору судей КР» Г.Мукамбаева отмечает, что противоречие — это наличие в законодательстве прямо противоречащих друг другу норм, регулирующих одни и те же общественные отношения. Обозначенные же законы не противоречат, а дополняют друг друга, раскрывают и конкретизируют действия президента, Жогорку Кенеша и Совета по отбору судей при осуществлении полномочий, указанных в Конституции. Именно закон «О Совете по отбору судей КР» устанавливает порядок взаимодействия президента и Совета по отбору судей, в том числе по возвращению материалов по представленным кандидатурам. В свою очередь, конституционный закон «О статусе судей КР» направлен на установление гарантий независимости судей, высоких требований, предъявляемым к судьям, социальных гарантий и ответственности судей. Данный закон не может регулировать порядок взаимодействия Президента и Совета по отбору судей. Именно в связи с этим законодатель прописал их в законе, регулирующем деятельность нового органа, ответственного за качественный и беспристрастный отбор кандидатов на должности судей — Совета по отбору судей. В заключение Мукамбаева подчеркнула, что с принятием новой Конституции Кыргызстану выпал уникальный шанс сформировать профессиональный судебный корпус — подлинного гаранта соблюдения прав и свобод человека и гражданина. «В связи с этим ответственность президента, Жогорку Кенеша и Совета по отбору судей, на которых народ возложил эту миссию, в этом процессе только возрастает и самое время помнить о принципе, заложенном в Основном законе страны — принципе осуществления ими своих полномочий в интересах народа», - сказала юрист. http://www.ca-news.org/news/764441