По закону.ru

Юридическая консультация и новости законодательства
Телефоны для консультации:
Москва: 8 (499) 350-80-35
Россия: 8 (800) 333-45-16 доб. 450

Рейтинг вузов по ЕГЭ: троечники идут в нанотехнологи, а отличники - в юристы

8.09.2010
Второй набор в истории российских вузов по системе Единого государственного экзамена /ЕГЭ/ позволил специалистам в начале сентября 2010 года проанализировать несколько ключевых вопросов системы высшего образования страны на этапе ее реформирования. Во-первых, удалось выяснить, какие специальности считают "модными" среди студентов, а во-вторых – составить рейтинг вызов, исходя из среднего балла по единому экзамену новоиспеченных первокурсников. Первые наблюдения весьма неоднозначны – несмотря на то, что чиновники, отвечающие за систему высшего образования, не устают повторять, что в стране переизбыток юристов, на юриспруденцию в этом году поступали в основном "отличники" /те, кто имел по ЕГЭ средний бал выше 70 – прим.ред/. А вот "троечники" /средний бал в районе 50 – прим.ред/ - решили податься в нанотехнологи, что очень странно, если учесть, что программа модернизации экономики страны, объявленная руководством России, базируется, в том числе, и на продвижении нанотехнологий. Экологами также быть не модно – на специальности по охране окружающей среды шли слабые "троечники", имеющие по ЕГЭ средний бал ниже 50-ти. Стоит отметить также, что, несмотря на незыблемость системы ЕГЭ в стране, а также тот факт, что вторая кампания по зачислению в российские вузы по результатам единого госэкзамена прошла без скандалов, имевших место в прошлом "дебютном" году, до сих у руководства ряда старейших вузов страны есть сомнения относительно того, насколько результаты по ЕГЭ объективно отражают знания вчерашних выпускников школ. Так ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий в феврале этого года высказывал мнение о том, что нужно создать в стране независимые центры, где можно будет сдавать ЕГЭ, отметив при этом, что такая практика существует во многих странах мира. Эксперимент по внедрению ЕГЭ проводится в России с 2001 года. С 2009 года все вузы в России обязаны принимать результаты ЕГЭ, а до этого ряд факультетов МГУ их не принимали. Садовничий не был сторонником ввода ЕГЭ, так как, по его мнению, этот экзамен не может полностью оценить знания выпускника. А вот чиновники от образования уверены в обратном, полагая, что тесты не только позволяют оценить знания выпускников школ, но и определить рейтинг вузов согласно данным по ЕГЭ их абитуриентов. Последнее замечание легко коррелируется с недавними заявлениями властей о том, что количество вузов в стране нужно сократить минимум на треть при параллельном развитии среднего профтеохобразования. Рейтинг государственных вузов РФ по среднему баллу ЕГЭ четко показывает значение каждого вуза и его вес на образовательном рынке, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. "Этот труд - он точно показывает, не какая у нас школа, а какое у нас высшее образование. Кто на что претендует, кто на что имеет право претендовать и кто как себя видит", - отметил министр, подчеркнув, что механизм единого госэкзамена в прошлом году был запущен ради того, чтобы органы управления образованием смогли получить объективную картину отечественного образования. "Эти результаты, по-моему, самым ярким образом подтверждают и предъявляют самый широкий срез того, что мы имеем в нашем образовании", - сказал министр. Он напомнил, что российские вузы могут определять тот минимальный уровень знаний, в котором они принимают абитуриентов. Кроме того, они вправе устанавливать конкретное число экзаменов, результаты которых учитываются при поступлении на тот или иной факультет. Летом 2010 года Государственным университетом – Высшей школой экономики /ГУ-ВШЭ/ по заказу Общественной палаты /ОП/ России в рамках совместного проекта "Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию" был проведен мониторинг государственных вузов России по уровню знаний зачисленных в них абитуриентов. Задачи исследования были сформулированы предельно четко: рейтинг вузов страны по среднему баллу ЕГЭ покажет, с какими знаниями абитуриенты-2010 поступили на бюджетные места в 455 государственных вузах страны. По мнению авторов исследования, рейтинг позволяет оценить привлекательность вузов для сильных абитуриентов, косвенно определить качество образования в них, а также поможет органам управления образованием принять организационные решения в отношении неэффективных университетов. Проделанная работа может серьезно изменить представления о значении ряда стратегически важных для экономики вузов. Так, некоторые ведущие технические университеты страны оказались отнюдь не на первых строчках и даже не вошли в первую сотню общего списка из 455 позиций. Замыкают перечень вузы, которые готовят специалистов для таких отраслей как металлургия, машиностроение, сельское хозяйство. Невысокие требования к абитуриентам, как следует из среднего балла зачисленных, предъявляли в этом году и педагогические университеты и академии. В свою очередь, ректор ГУ-ВШЭ, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования Ярослав Кузьминов отметил, что в международной практике качество университетов, их рейтинг определяется по трем параметрам: качество приема, качество преподавания и уровень зарплат выпускников: "Не надо представлять себе, что наше исследование есть однозначный измеритель качества вуза. Средний балл ЕГЭ по вузу показывает качество приема и степень популярности вуза, его репутацию среди абитуриентов и их семей. Фактически этот показатель заместил прежний показатель конкурса на одно место". Всего в выборку исследования вошло 506 вузов. Достаточную для расчетов информацию на своих сайтах предоставили 459 вузов. Из них в рейтинг попали 360, которые приняли не менее 200 человек на бюджетные места по результатам Единого госэкзамена. По мнению руководителя проекта, директора по порталам ГУ-ВШЭ Марии Добряковой, это исследование позволит органам управления образованием принять организационные решения в отношении неэффективных университетов. С некоторой долей условности по результатам ЕГЭ можно разделить абитуриентов на "отличников" /свыше 70 баллов/, "хорошистов" /55-70 баллов/ и "троечников" /ниже 55 баллов/. Как считает Я.Кузьминов, первая группа поступивших в вузы /свыше 70 баллов/ с высокой вероятностью не только освоит программу высшего образования, но и будет иметь возможность творческого освоения этой программы. В дальнейшем эти люди станут хорошими профессионалами не только потому, что увлечены, но и потому, что будут иметь возможность изучать еще что-то помимо программы по базовым знаниям. В рейтинг вошли 44 вуза, где у поступивших средний балл по ЕГЭ составил более 70 баллов. При этом расширилась так называемая "большая пятерка вузов", в которых средний балл ЕГЭ превышает 80 баллов. К Московскому физико-техническому институту, МГИМО, Высшей школе экономики, Финансовому университету и МГУ добавился Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика Павлова. Анализируя направления подготовки, на которые в 2010 году пришли студенты с самыми высокими баллами по ЕГЭ, авторы исследования отметили, что к таковым относятся гуманитарные и медицинские специальности, а также механика. По мнению авторов рейтинга, средний балл поступивших в вуз - это индикатор репутации и востребованности вуза. Ведь если в университете "средняя температура" не поднимается выше 55 баллов /"тройка"/, то понятно: отличники выбирают для себя другие вузы. А это - повод задуматься о качестве образования. Исследуемые вузы разбили по секторам: зеленый, черный и красный/. В зеленом - вузы-лидеры по среднему баллу. Так, в общей "турнирной" таблице из 360 вузов в топовом списке всего 44 учебных заведения. В авангарде списка - 6 вузов, средний балл в которых не опускается ниже 80. Это Московский физтех /86,3/, МГИМО /85,8/, ВШЭ /82,5/, Финансовый университет при Правительстве РФ /82,2/, МГУ им. Ломоносова /81,6/ и Санкт-Петербургский медицинский госуниверситет им. академика Павлова /81,6/. В "хвосте" общего списка, вопреки ожиданиям, не только небольшие региональные вузы, но и несколько столичных. Так, к примеру на 291-м месте - Санкт-Петербургский аграрный госуниверситет со средним баллом по ЕГЭ 54,2, еще ниже - Московский госуниверситет технологий и управления /53,8/, Московский государственный университет леса /52,1/, Московский госуниверситет природообустройства /49,3/. На предпоследнем месте - один из важнейших отраслевых вузов - Санкт-Петербургский госуниверситет аэрокосмического приборостроения: средний балл поступивших, увы, не дотягивает и до 40. Ситуация поистине "аховая", если в одну из приоритетных отраслей экономики страны придут такие вот школьные "троечники". Рейтинг выделил ряд специальностей, куда поступает большинство отличников. Те, чей балл по ЕГЭ в этом году был не ниже 70, поступали в основном на гуманитарные и социальные направления /политология, журналистика, культурология, международные отношения, юриспруденция, история/, а также, что приятно удивило авторов исследования - на направления "Лечебное дело" и "Механика". Однако с сожалением приходится отмечать, что по другим инженерным направлениям, таким как строительство, приборостроение, электротехника, кораблестроение - средний балл поступивших гораздо ниже. А на таком важном для страны направлении, как "Нанотехнология", будут учиться студенты, чей средний балл по ЕГЭ – не дотягивает до 60-ти. В 23 вуза по специальности "Математика" поступили "троечники", набравшие меньше 55 баллов по ЕГЭ, по направлению "Агротехнологии" таких вузов 64, почти вся таблица тревожного красного цвета. Та же ситуация по направлению "технологические машины и оборудование" - 67 вузов с низким средним баллом. Металлургов хорошо готовят только в двух вузах, примерно такая же ситуация с педагогикой и психологией. Аутсайдеры рейтинга – группа вузов, куда поступили студенты с баллом ЕГЭ ниже 55. Это те ребята, кто в школе имел тройки по базовым предметам, так как корреляция школьных оценок и баллов ЕГЭ достаточно высокая. Как отметил Я.Кузьминов, при строгом подходе вуза высока вероятность того, что они не смогут успешно освоить образовательную программу и закончить обучение. Таких вузов в рейтинге 79. При этом в конце списка оказались некоторые ведущие технические университеты страны, замыкают перечень вузы, которые готовят специалистов для таких отраслей, как металлургия, машиностроение, сельское хозяйство. Невысокие требования к абитуриентам, как следует из среднего балла зачисленных, предъявляли в этом году и педагогические университеты и академии. Что же ждет вузы, у которых в таблицах ЕГЭ-рейтинга - красный цвет? Нужны ли такие вузы, где с радостью берут "троечников" просто потому, что сильные абитуриенты к ним не идут? По словам А. Фурсенко, рейтинг вузов не повлечет за собой коренных изменений в системе образования, но некоторым вузам нужно как следует задуматься. "Никаких революций не будет, - заверил министр. - Мы просто шаг за шагом будем уходить в сторону более сильных вузов. А целому ряду учебных заведений предложим подумать о реорганизации или отказе от подготовки по некоторым направлениям". В этом году, по данным Рособрнадзора, в единых госэкзаменах приняли участие более 967 тысяч человек, из них выпускников текущего года - свыше 837 тысяч. Число выпускников, сдававших ЕГЭ, сократилось по сравнению с предыдущим годом на 25 тысяч в связи с демографическими проблемами. Ранее министр уверял, что система ЕГЭ поддается совершенствованию и в будущем будет работать все более слаженно. Следует ли понимать, что объективность результатов по ЕГЭ будет повышаться и, следовательно, вопросы определения рейтинга российских вузов перестанут быть "вещью в себе", а будут иметь прикладной характер. http://www.prime-tass.ru/news/articles/-201/%7B55CA450E-3B3F-4A5C-A026-5001ED94CCD7%7D.uif