По закону.ru

Юридическая консультация и новости законодательства
Телефоны для консультации:
Москва: 8 (499) 112-30-06
СПб: 8 (812) 409-43-23

Прицеп как символ государства

31.01.2010
Как часто рядовой автолюбитель задумывается, зачем ему нужна доверенность на право управления автомобилем? Нет, не о том, что скажут ему на ближайшем посту ГИБДД, если он ее вдруг не предъявит. А вообще: зачем нужен этот документ, написанный от руки владельцем автомобиля? В большинстве случае не задумывается: надо – напишем и поедем. Спросят – предъявим. Так принято, над чем тут думать. Хорошо, хоть не надо заверять у нотариуса. А меж тем с появлением ОСАГО этот документ, по большому счету, утратил последний смысл. Которого и так было немного, особенно после появления электронных баз данных у ГИБДД: если машина не заявлена в угон, значит, водитель управляет ею на законных основаниях, и нет никакого резона требовать еще и доверенность. Так принято во всем мире, но для нас это слишком много свободы: каждый должен доказать, что он не верблюд и машину не угнал. С появлением ОСАГО для доказательства этого факта по сути стало достаточно полиса: ведь в нем указаны все граждане, которым владелец автомобиля доверяет право вождения. Так рассудили два депутата Госдумы от ЛДПР, Игорь Лебедев и Сергей Иванов, и написали поправки в закон об автогражданке, предусматривающий замену доверенности на право управления транспортным средством полисом ОСАГО. Речь не идет о генеральной доверенности, заверяемой у нотариуса и дающей право, в том числе, продать автомобиль, а только о доверенности на право управления. «Владелец транспортного средства при заключении договора ОСАГО указывает лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, то есть фактически указывает лиц, которых он наделяет правом пользования», – пишут депутаты в пояснительной записке к законопроекту, и добавляют, что ответственность за езду без полиса выше, чем за езду без доверенности: штраф 300 рублей и 100 рублей соответственно. Да и зачем нужен дополнительный документ, если в полисе написано, что ответственность застрахована, а значит, гражданин имеет право управлять автомобилем. Казалось бы все логично, но правительство написало отрицательный отзыв на законопроект, а комитет по финансовым рынкам Госдумы 18 января рекомендовал нижней палате парламента отклонить его по формальным основаниями: не в тот закон депутаты предлагают внести правки. Аргументы правительства более глубоки. Во-первых, страховщик не является владельцем транспортного средства, а значит, не может подтверждать полномочия гражданина на управление им. Более того, правительство считает, что одобрив замену доверенности страховым полисом, оно возложит на страховщиков «несвойственные им функции по проверке законности оснований передачи прав пользования». Исходя из логики правительства, если сейчас никто не проверяет законность выписанной доверенности, то законность вписанной в полис ОСАГО фамилии проверять придется. Может, в этом и есть логика, но какая-то очень бюрократическая, недоступная обычному гражданину. Российскому союзу автостраховщиков, например, все равно: будет закон о замене доверенности полисом или нет, и своего мнения по этому вопросу у них не имеется. Действительно, дело страховщика в этом случае – сторона, его не касается, кому гражданин доверяет свой автомобиль. В отличие от правительства. Ударный аргумент правительства, впрочем, даже не «несвойственная» нагрузка на страховые компании, а прицепы, которым полис ОСАГО не положен Прямая речь «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев прицепов к легковым автомобилям законодательством не предусмотрено» Официальный отзыв правительства РФ на законопроект, предусматривающий замену доверенности на управление автомобилем полисом ОСАГО выдержка из официального отзыва правительства на законопроект «О внесении изменений в статью 15 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: Страховая организация (страховщик) не является владельцем транспортного средства, поэтому она не может подтверждать соответствующие полномочия лица, управляющего транспортным средством. Пунктом 2 статьи 940 ГК РФ определено, что договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (п. 2 ст. 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Таким образом, страховой полис как документ в соответствии с гражданским законодательством не может подтверждать полномочия на управление транспортным средством. Указание же в страховом полисе на лиц, допущенных до управления транспортным средством, является подтверждением того, чья именно ответственность застрахована соответствующим страховщиком. Следует также отметить, что, заключая договор страхования, предусматривающий управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, страховщик должен удостовериться, что имеются законные основания для передачи права пользования транспортным средством указанным страхователем лицам. Возлагаемая законопроектом функция не свойственна страховщикам; с учетом деятельности посредников (страховых посредников и страховых брокеров) по заключению договоров обязательного страхования невозможно обеспечить неукоснительную проверку законности оснований для передачи права пользования транспортным средством указанным страхователем лицам. [...] Кроме того, предусмотренное законопроектом изменение не позволит в полном объеме исключить необходимость использования документа, подтверждающего право владения, пользования или распоряжения транспортным средством, поскольку не учитывается, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев прицепов к легковым автомобилям законодательством не предусмотрено. 0 http://www.slon.ru/articles/240360/ закрыть . Если заменить доверенность полисом, прицепы останутся вне правового поля: ими управлять будет нельзя никому, кроме владельца. А вдруг кто-то захочет угнать прицеп? Как быть правоохранительным органам? Неужели придется пробивать по номерам через базу данных? Это же трудоемко, да и разве можно разрешить управлять прицепом без доверенности? Ну и что, что есть документы, – может, они поддельные. Ну и что, что в угон прицеп не заявлен, – может, забыли. Еще один аргумент против замены доверенности полисом ОСАГО – в доверенности указаны паспортные данные Прямая речь «Механизм доверенности существовал еще до ОСАГО» Вице-президент «Ассоциации региональных банков «Россия» Олег Иванов о законопроекте о замене доверенности на управление автомобилем полисом ОСАГО: Когда речь идет о доверенности, речь идет об основах гражданского права. В этот момент включаются авторы гражданского права, которые имеют весомое влияние на решения правительства. В западной практике эти вопросы решаются по-другому, без доверенности. У нас сложился механизм, предусматривающий использование доверенности. И он существовал еще до появления ОСАГО. С одной стороны, его отстаивают правоведы, с другой стороны, МВД вносит различные инициативы: если помните, они отстаивали нотариальное удостоверение доверенности или использование специальных бланков. В этой связи в отсутствие единых баз данных, включая такой инструмент, как электронное правительство, которое у утилитарном плане представляет собой возможность быстрого доступа и сравнения баз данных различных ведомств, мы понимаем, что вся документация, связанная с оформлением страховых полисов, хранится в страховых компаниях, и даже для них, несмотря на развитую информационную инфраструктуру, задача сведения всей информации в единую базу данных представляет собой сложную задачу. Речь идет о том, чтобы связать эти базы данных в единый узел. Доверенность – более сложная вещь, которая удостоверяет право пользования. В ней указываются паспортные данные. Эту проблему можно было бы решить, изменив бланк полиса ОСАГО, но пока страховщики не нашли общего языка с юристами. 0 http://www.slon.ru/articles/240217/ закрыть и адрес регистрации и владельца автомобиля, и того, кому он доверил управление. Это крайне важно в стране, где на входе в любое учреждение необходимо предъявить паспорт. Отрицательный отзыв на законопроект говорит о большем, чем какая-нибудь ошибка депутатов или их принадлежность не той партии. Государство не готово на деле принять презумпцию невиновности: каждый гражданин должен по первому требованию властей доказать, что он не преступник и ничего не украл. Электронное правительство в его утилитарном смысле – как большая база данных – в этом не помощник: бремя доказательства лежит на каждом гражданине, поэтому он и должен возить с собой ворох документов. http://slon.ru/articles/240535