По закону.ru

Юридическая консультация и новости законодательства
Телефоны для консультации:
Москва: 8 (499) 112-30-06
СПб: 8 (812) 409-43-23

Госдума приняла закон о смягчении критериев налоговых преступлений

24.12.2009
Госдума приняла закон о смягчении критериев налоговых преступлений. Однако принятые поправки не означают, что думцы хотят потакать "уклонистам" от налогов. Цели у парламентариев рационализаторские - стремиться к поступлению недоимок в бюджет, а не к тому, чтобы засадить нарушителя за решетку. Госдума РФ приняла в третьем, окончательном, чтении закон, сокращающий возможности привлекать к уголовной ответственности нарушивших налоговое законодательство. Соответствующие изменения вносятся в Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс (УК) РФ, Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ, закон "О милиции". Накануне заседания Госдумы первый вице-спикер нижней палаты Олег Морозов говорил о законопроекте: "подковерная борьба вокруг этих решений велась достаточно серьезная". Тем не менее О.Морозов выражал уверенность, что поправки будут приняты и "восторжествует принцип, когда гражданину, обществу важнее, чтобы налоги были уплачены, нежели то, что нарушитель за свои прегрешения отсидит потом в тюрьме". Согласно новым правилам, в частности, лицо, впервые совершившее налоговое преступление, вообще освобождается от уголовной ответственности, если им полностью уплачена недоимка, пени и штрафы. В принятом законе также предусмотрено, что, в случае если проверка выявила у налогоплательщика недоимку (размеры которой позволяют предполагать факт преступления) и направила ему требование уплатить налог (сбор); а тот в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования не уплатил ни недоимки, ни пеней и штрафов, налоговые органы будут обязаны направлять в течение 10 дней материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Соответствующие изменения вносятся в Налоговый кодекс. При этом, если размер недоимки, выявленной в результате проверки, позволяет предполагать совершение преступления, то в требовании об уплате налога, которое налоговики направляют нарушителю, уже должно содержаться предупреждение об отправке в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов материалов в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела. Депутаты также пересмотрели норму УК, касающуюся крупных и особо крупных размеров уклонения от налогов и сборов физлицами и организациями. Так, для физических лиц размер уклонения, который можно считать крупным, увеличивается в шесть раз - до 600 тыс. рублей. При этом доля неуплаченных налогов, согласно поправкам, должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов либо 1,8 млн рублей (в действующем законодательстве - 300 тыс. рублей). Особо крупным размером по новым правилам считается сумма уклонения в 3 млн рублей при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате либо 9,5 млн рублей. В действующей редакции данного положения УК предусмотрены суммы в 500 тыс. рублей и 1,5 млн рублей соответственно. Напомним, что согласно УК физическим лицами, уклонившим от налогов суммы в крупном размере, грозит штраф на уровне от 100 тыс. рублей до 400 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период от 1 до 2 лет; либо арест на срок от 4 до 6 месяцев; либо лишение свободы на срок до одного года. За это же деяние в особо крупном размере предусмотрен штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или другого дохода за период от 18 месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет. Что касается организаций, то размер уклонения от уплаты налогов и сборов, который можно считать крупным, для них увеличивается с действующих 500 тыс. рублей до 2 млн рублей за три финансовых года. При этом доля неуплаченных налогов, согласно поправкам, превышает 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, либо составляет более 6 млн рублей (1,5 млн рублей - в действующей редакции). Особо крупным для юрлиц признается размер уклонения в 10 млн рублей (в действующей редакции - 2,5 млн рублей), долю неуплаченных налогов - более 20% или 30 млн рублей (в действующей редакции - 7 млн рублей). Согласно поправкам, уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого в уклонении от уплаты налогов будет прекращаться, если до окончания предварительного расследования ущерб, причиненный бюджету в результате преступления, возмещен в полном объеме. Такие изменения вносятся в УПК. В УПК также вводится новое положение, касающееся заключения под стражу подозреваемого в уклонении от уплаты налогов в качестве меры пресечения. А именно, такая мера не может быть применена, если отсутствуют установленные УК следующие обстоятельства: подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ; не установлена его личность; он нарушил ранее избранную меру пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда. В закон "О милиции" вносится поправка, в соответствии с которой милиция обязана направлять в налоговые органы материалы при выявлении обстоятельств, требующих действий налоговиков, в течение 10 дней со дня выявления этих обстоятельств. Она также обязана уведомлять налоговый орган о результатах рассмотрения материалов, которые он ей представил. Предполагается также передать в Следственный комитет при прокуратуре РФ право проводить предварительное следствие по делам, связанным с уклонением от налогов. Данная норма будет распространяться на дела, возбужденные после 1 января 2011 года. Новости с сайта: IFX.RU