По закону.ru

Юридическая консультация и новости законодательства
Телефоны для консультации:
Москва: 8 (499) 112-30-06
СПб: 8 (812) 409-43-23

Грядущие изменения законодательства

10.02.2010
В прошлый раз мы с Вами анализировали законодательство Российской Федерации, регулирующее свободу мысли, слова, собраний. Но субъекты законотворческой инициативы не дремлют. На днях все отечественные СМИ облетела новость о предстоящем (в будущем году) внесении изменений в законодательство, касающееся регистрации граждан по месту постоянно жительства (постоянная регистрация) или месту пребывания (временная регистрация). С такой инициативой выступила Федеральная миграционная служба. Причиной указанных изменений является стремление Миграционной службы уйти от принципа «без бумажки ты букашка». Суть предлагаемых изменений сводится к следующему механизму. Человек, переезжая из одного региона в другой в пределах Российской Федерации, не будет привязан к месту своей регистрации. Он сможет менять ее по своему усмотрению, впрочем, как и сейчас, но по более упрощенной схеме, в частности он не будет стоять огромные очереди для получения соответствующих бланков для заполнения, гражданину необходимо будет просто через почту отправить извещение в Миграционную службу о месте своего нахождения. В своем интервью официальный представитель Федеральной Миграционной службы Константин Полторанин заявил: «Надеемся, в скором времени постоянная регистрация уйдет в прошлое. Возможно, это революция. Мы хотим, чтобы граждане могли достаточно просто в уведомительном порядке через почту сообщать о своем переезде из региона в регион. То же самое предложили сделать для постоянно проживающих граждан РФ". В пользу осуществления планируемых изменений Миграционной службы такие доводы как: снижение бюрократизма, упрощение процедуры получения медицинской страховки, оформления детей в детский сад и школу. Кроме того, представители ФМС утверждают, что существующая система регистрационного учета граждан, некогда введенная коммунистами, является инструментом манипулирования ими, давления на них, ограничивает их свободу передвижения, унижает честь и достоинство при проверке регистрации органами внутренних дел. Так ли это в действительности попробуем разобраться. В соответствие с п. 4 Постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.1995г. «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания или жительства в пределах Российской Федерации» граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания или месту жительства в органах регистрационного учета. При этом под местом жительства понимается место постоянно или преимущественного пребывания гражданина, а под местом пребывания – место временного нахождения лица в определенном месте в течение какого-то времени, например санаторий, служебное помещение, помещение, полученное по договору найма и т.п. Пункт 9 данного Постановления предусматривает, что граждане, прибывшие в жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, на срок более 10 дней, обязаны в течение 3-х дней со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) встать на регистрационный учет, предоставив соответствующие документы и заполнив заявление установленной формы. Орган регистрационного учета (паспортно-визовые службы) в свою очередь должен в течение 3-х дней с момента поступления документов для постановки на учет, осуществить регистрацию и выдать свидетельство о регистрации по месту пребывания. При изменении места жительства, т.е. для поучения постоянной регистрации, процедура аналогичная, только установлен более длительный срок для обращения в регистрационный орган: в течение 7-ми дней с момента прибытия на новое место жительства, гражданин обращается в орган регистрационного учета, а тот, в течение 3-х дней с момента поступления документов осуществляет регистрацию. Таков порядок, предусмотренный законодательством РФ. Какие проблемы возникают на практике? Круг их весьма разнообразен. Так, для получения заявления установленного образца (фактически заявки на осуществление регистрации) и сдачи необходимых документов приходится выстаивать огромные очереди, к тому же сдача документов необязательно влечет регистрацию по месту жительства, поскольку тебе могут отказать по причине отсутствия тех или иных документов либо иным основаниям. Выше упомянутое Постановление Правительства закрепило основания для отказа в регистрации, в то время как ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.07.1993г. не предусматривает отказ в регистрации. Существующая проблема осложняется злоупотреблением должностными полномочиями и наличием ведомственных актов, которые предусматривают отказы для регистрации. Например, в последнее время часто стали отказывать со ссылкой на имущественные интересы, т.е. когда добросовестные приобретатели недвижимости не могут встать на регистрационный учет, поскольку прежние собственники не снялись с регистрационного учета, либо по причине нарушения «санитарных норм» при намерении прописать в жилое помещение еще какого-нибудь (в частности других родственников) («Правозащитник» № 1, 1998г.). Вот наглядный пример из юридической практики. В 1991г. гражданин «А» разводится со своей женой, которая после развода вместе с общей несовершеннолетней дочерью выезжает за пределы РФ и, по словам гражданина «А», больше не возвращается обратно. Бывшая жена и несовершеннолетняя на тот момент дочь были зарегистрированы в квартире, принадлежащей «А» на праве собственности. В 1996г. «А» вступает в брак во второй раз, в браке рождается дочь, которую также регистрируют в квартире, а вот вторую жену зарегистрировать отказываются, поскольку одна жена уже там зарегистрирована и для регистрации второй жены требуется согласие всех там (в квартире) проживающих. Поскольку брак расторгнут, да и бывшая жена и старшая дочь в РФ не проживают, «А» решил снять их с регистрационного учета для регистрации второй жены. На заявление гражданина «А» о снятии с учета не проживающих с ним родственников, по отношению к первой жене - бывших родственников, регистрирующий орган ответил отказом, мотивируя тем, что необходимо заявление непосредственно отсутствующих лиц и отсылая в суд для снятия с регистрационного учета в судебном порядке. В сложившейся ситуации стоит отметить, что суды, данные иски не рассматривают, а точнее рассматривают, но в совокупности с исковыми требованиями о лишении права пользования данным жилым помещением. Для лишения права собственности необходимо подтвердить пересечение бывшей женой и старшей дочерью границы РФ. Именно на этой стадии возникает юридический пробел. Как можно доказать факт пересечения границы РФ? Миграционная служба подобных сведений не предоставляет, пограничная служба РФ тоже (ведут только статистический учет лиц, пересекающих границу), консульства и посольства «закрыты» от различного рода вопросов о предоставлении какой-либо информации. В сложившейся ситуации суд не сможет вынести решение по существу, т.к. нет доказательств, которые обосновывали требования, заявленные в исковом заявлении, а орган, осуществляющий регистрацию, не снимает с учета под предлогом отсутствия заявления выбывших лиц. Т.е. собственник жилого помещения становится заложником ситуации и по сути ограничен в своих правах по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Однако не стоит забывать, что институт «прописки» глубоко проник во многие отрасли российского законодательства: исковые заявления по общему правилу в соответствие со ст. 28 ГПК подаются по месту жительства Ответчика (как правило, это место регистрации), иски по спорам о детях рассматриваются по месту жительства матери (недавно внесенные изменения в СК РФ). Таким образом, ликвидация института «прописки» влечет необходимость изменения огромного пласта законодательства и не только. Не вызовут ли предстоящие изменения неконтролируемую миграцию внутри страны, будут ли граждане в добровольном порядке уведомлять ФМС РФ о месте своего нахождения, остается еще вопросом. http://www.epochtimes.ru/content/view/33721/9/