После объявления и регистрации кандидатов на каждом уровне избирательная кампания обычно набирает обороты. И какие бы выборы ни проходили в стране, сегодня их невозможно представить без предвыборной кампании. Этот процесс закреплен в законах и строго регулируется рамками государственного права.
Немного истории
Органы власти существовали в обществе с древних времен. И уже более века все должности, которые они занимают, являются выборными. Выборы — социальное явление, характерное практически для всех исторических этапов становления государства. Однако только в XIX и XX веках произошло их конституционно-правовое признание и установление демократических принципов, служащих основой избирательного права.
В настоящее время выборы, предшествующие формированию органов, представляющих государственную и местную власть, являются неотъемлемым атрибутом любого демократического правового государства. Они являются особенно важным элементом универсальных человеческих ценностей, взаимодействуя со свободой слова, массовой информации и прессы.
Независимые выборы в целом свидетельствуют о конституционном верховенстве закона и ограничивают произвол государственных органов. В то же время они характеризуют уровень демократии, политической и экономической свободы, достигнутый обществом по отношению ко всем жителям страны и каждому человеку в отдельности.
Понятие предвыборной агитации
Каждый избирательный процесс имеет свою кульминацию. Она характеризуется развертыванием избирательной кампании, которая выявляет природу политического права в стране. В чем заключается это явление? В чем суть предвыборной борьбы? Таким процессом является действие, происходящее во время избирательной кампании. Его цель — побудить людей голосовать за или против определенного кандидата.
Избирательная кампания имеет свое правовое регулирование, которое закреплено в федеральных законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Процедура подробно описана в виде инструкций, предоставляемых избирательными комиссиями.
Понятие "предвыборная агитация" можно найти в статье 48 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав…". Исходя из положений настоящей статьи, под таким процессом понимается:
- Призыв избирателей голосовать за или против кандидата (кандидатов) или нескольких кандидатов.
- Определение конкретного кандидата или избирательного объединения, за которого, как ожидается, проголосует большинство избирателей.
- Описание вероятных последствий, если данный кандидат будет избран (или не будет избран).
- Распространение данных с акцентом на информацию о конкретном кандидате или избирательной группе.
- Ознакомление избирателей с информацией, указывающей на деятельность кандидата, не связанную с его профессиональными обязанностями.
- Любая деятельность, создающая положительный или отрицательный образ кандидата или избирательной группы.
Финансирование
Кампания, цель которой — повлиять на избирателей, чтобы они поддержали кандидата, финансируется из избирательных фондов. У каждого претендента должен быть свой источник финансирования. Согласно закрепленным в законодательстве условиям проведения предвыборной агитации, запрещается оплачивать ее за счет средств, взятых из фондов других кандидатов.
Сроки проведения
Избирательная кампания — это одна из стадий избирательного процесса, которая ограничена определенным периодом времени. Эти периоды, а также формы и методы проведения данной кампании регулируются Федеральным законом № 51 (для выборов в Государственную Думу и Федеральное Собрание) и Федеральным законом № 138 (для муниципальных выборов).
Существует еще один федеральный закон № 19. Его нормативные положения используются в случае проведения предвыборной агитации на выборах Президента Российской Федерации.
Создание положительного или отрицательного имиджа кандидата или всего избирательного объединения может быть начато со дня выдвижения кандидата (или списка) на должность. В это же время начинается избирательная кампания при условии создания необходимого фонда. Когда заканчивается этот период? Сроки проведения избирательной кампании могут быть уточнены в соответствующем законодательстве РФ. Эта кампания должна завершиться в ноль часов ноль минут за один день до дня выборов (по местному времени). Это ограничение по времени призвано обеспечить свободу выборов.
Какие методы и формы предвыборной агитации могут быть использованы? Давайте рассмотрим их более подробно.
Публичные выступления
Это один из самых распространенных методов, используемых во время предвыборных кампаний кандидатов. Публичные выступления используются уже очень давно. В древние времена одним из главных ресурсов политика было умение говорить ярко и хорошо, увлекая слушателя. Она также стала неотъемлемой частью имиджа кандидата. Ведь личное общение, сопровождающееся умением говорить, убеждать и слушать собеседника, является началом карьеры любого политика. Такие действия позволяют ему или ей создать команду единомышленников, которая затем приведет кандидата к желанной победе.
Во время избирательной кампании происходят публичные дебаты между несколькими оппонентами. В это время каждому кандидату важно определить своего главного соперника и попытаться создать у избирателей его образ как человека, нарушающего общепринятые этические принципы, такие как скромность и честность, вежливость и доброта.
Основной метод, используемый для противостояния оппоненту, — доведение его основных идей до абсурда. Например, эколог может быть обвинен в антииндустриализме, демократ — в экстремизме, менеджер — в бюрократизме и так далее. Самое главное — избегать личных оскорблений в адрес оппонента.
Листовочная кампания
Ни одна избирательная кампания не может обойтись без этой недорогой, быстрой и достаточно эффективной меры. В конце концов, листовки обладают огромным потенциалом. Опыт показывает, что профессионально подготовленная и хорошо организованная кампания по распространению листовок в некоторых случаях соответствует и даже превосходит электронные кампании или кампании в СМИ.
Использование Интернета, радио, телевидения и печати
СМИ являются основным каналом влияния на избирателей. Хорошо организованная реклама в печатных СМИ или на телевидении способна в кратчайшие сроки привлечь внимание избирателей к определенному кандидату. После этого люди обычно готовы доверять конкретному человеку.
Проведение эффективной работы со СМИ требует предварительного планирования таких мероприятий, координации их с другими методами кампании. Важно помнить, что реклама иногда остается незамеченной или вызывает негативные эмоции, если она представлена правильным образом или в правильном окружении. Для достижения желаемого эффекта необходимо определить размер аудитории СМИ в конкретном регионе и его популярность среди населения. Тогда предвыборный штаб конкретного кандидата должен найти правильные сообщения, сосредоточившись сначала на личности и имени действующего кандидата, а затем создавая и укрепляя его или ее имидж. Все сообщения СМИ должны быть сенсационными или заслуживающими внимания.
Уличная и наружная реклама
Это один из самых популярных способов донести послание кандидата до широкой аудитории.
В данном случае под наружной понимается не только реклама на улице. Его можно размещать в различных общественных местах, таких как метро, стадионы и т.д.
Адресная агитация
Что определяет успех информации о кандидате? В значительной степени это зависит от того, насколько тесно материалы по информированию избирателей связаны с их насущными потребностями и насколько глубоко они затрагивают эмоции и чувства людей.
Чтобы быть эффективным, сообщение должно быть обращено к более слаженной и небольшой группе людей. Только тогда будет больше уверенности в том, что сообщение дойдет до чувств и сознания избирателя.
Американские организаторы кампаний, например, сравнивают целевую форму агитации с винтовкой против дробовика. Прямая агитация позволяет донести сообщение непосредственно до тех людей, для которых оно предназначено. Такой деятельности должно предшествовать создание баз данных избирателей и их постоянное обновление. Только после этого можно составлять личное обращение.
Передача информации от человека к человеку
Суть этого метода выражена в его названии. При его использовании агитация проводится в любом месте, где присутствуют избиратели. Это может быть магазин и клиника, улица, организация и т.д. Суть такой кампании — превратить незнакомца в известного человека, сделать из него не только сторонника, но и активиста.
Лучшими активистами являются социальные работники, медицинские работники, учителя, продавцы, дворники, почтальоны — все, кто имеет определенный уровень доверия в своей повседневной работе. Этот метод ведения кампании во многом схож с технологией сплетен. Однако недавно были разработаны новые способы представления информации о кандидате, основанные на принципах многоуровневого маркетинга. Такой метод позволяет реализовать потенциал каждого человека.
Привлечение известных людей
Это классический метод ведения предвыборной кампании. Стоит отметить, что участие знаменитостей в таких кампаниях, а также их положительные отзывы о кандидатах, не всегда приносят желаемые голоса. Тем не менее, они повышают интерес к кандидату, влияют на его имидж и т.д. Техника выступления кандидатов перед известными личностями является неотъемлемой частью почти каждого крупного избирательного процесса.
Агитация на улице
Маловероятно, что на встречу с кандидатом придет большое количество людей. Необходимо, чтобы он или она сами шли к своим избирателям, организуя специальные встречи.
Самая эффективная агитация — это та, которая проводится непосредственно на улице. Варианты таких встреч могут быть следующими:
- Посещение коммерческих предприятий. В этом случае кандидат приходит в магазин и пожимает руки продавцам и покупателям. В этом случае кандидат на выборах должен сопровождаться своей командой для распространения агитационных материалов.
- Посещение предприятий. В этом случае кандидата не должен сопровождать начальник, который может не понравиться сотрудникам. Для этой миссии подойдет профсоюзный лидер или сторонник кандидата от профсоюза, работающий в компании.
- Посещение школ и университетов. Этот вариант может стать хорошей отправной точкой для беседы с молодыми людьми, которые могут рассматриваться как потенциальные добровольцы.
- Посещение домов престарелых. Пожилые люди очень хорошо реагируют на личное внимание и обычно уверенно голосуют.
- Посещение дискотек и мест отдыха, где кандидата обычно не ждут. Именно по этой причине его или ее приезд может иметь хороший агитационный эффект.
- Привлечение внимания избирателей во время специальных поездок или выездов. Этот метод также может быть достаточно эффективным. Поезд кампании — лучшее решение. Это позволяет кандидату встретиться с большой аудиторией, не увязнув в полемике с избирателями.
«От двери к двери»
Такой способ организации избирательной кампании встречается на всех уровнях выборов. Помощники кандидатов совершают визиты от двери к двери, обеспечивая тем самым личный контакт с избирателями.
Однако, как показывает анализ, такая кампания эффективна только в том случае, если она хорошо организована. Это предполагает тщательный отбор агитаторов, их обучение, работу с базой данных списков избирателей и т.д.
Если все мероприятия проводятся на основе "только отчетов", положительных результатов ожидать не стоит. Этот метод наиболее эффективен на местном и региональном уровне. Часто он заменяет другие методы ведения кампании.
Отдельные ограничения
Существуют определенные запреты на проведение предвыборной агитации. Например, действия, злоупотребляющие свободой информации и нарушающие права других людей, не допускаются во время агитации. Запрещены также действия, классифицируемые как проступки и административные правонарушения.
Ограничения на проведение предвыборной агитации установлены федеральным законодательством. Эти законодательные акты также устанавливают определенные требования к кандидатам.
Федеральное законодательство считает недопустимым нарушение избирательной кампании путем нарушения сроков ее проведения, выпуска и распространения печатной продукции без необходимых справочных данных или без оплаты и т.д.
Можно квалифицировать информацию, предоставленную в ходе избирательных кампаний, как информацию, запрещенную законом, если определены определенные критерии. Например, несет ли она негативную эмоциональную оценку определенной социальной, религиозной или этнической группы, призывающую к ограничению ее прав и свобод? Кроме того, необходимо установить, содержит ли предоставленная информация дискриминационные заявления. Или оно выражает только личное отношение кандидата к рассматриваемому вопросу, без ссылки на его соперников?
Согласно российскому законодательству, информация, нарушающая нормы интеллектуальной собственности, считается недопустимой. Они защищены государственными законами в виде соседства и авторского права, патентов, мер индивидуализации, торговых и имущественных секретов, селекционных достижений, топологий интегральных схем и рационализаторских изобретений.
В целях обеспечения свободного волеизъявления лиц, пришедших на избирательные участки, относительно недавно законодательным органом была утверждена норма, запрещающая проведение лотерей и других основанных на риске игр в день голосования.
Подкуп лиц, имеющих право голосовать за кандидата, также считается неприемлемым.